Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Рыбацкое(далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "НПФ "Регулятор" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24472-ЭП/18 от 27.09.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтового покрытия и ремонту газонных ограждений на территории ВМО СПб МО Рыбацкое (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.09.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300000718000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 775 298,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем описании Заказчиком объекта закупки, в установлении требований к расходным материалам, в не установлении срока окончания выполнения работ. Кроме того, по мнению Заявителя, отдельные условия контракта являются невыгодными для участника, что ограничивает его участие в закупке.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей Заказчика, приходит к следующим выводам.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком при описании товарной позиции N 36 "Пиломатериалы тип 1"установлены требования к значениям показателя "Ширина", не соответствующие требованиям ГОСТ, что вводит участников закупки в заблуждение.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе,в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации.
Так, при описании товарной позиции N 36 "Пиломатериалы тип 1" Заказчиком установлены следующие требования: Порода древесины должна быть хвойная. По качеству древесины и обработки пиломатериалы должны быть 3/4 сорта. Пиломатериалы должны быть необрезные. Должны быть брусья. Номинальные размеры: длина должна быть 4-6,5 м, ширина должна быть >75 мм, толщина должна быть 100 мм либо 125 мм. Также Заказчиком установлено требование о соответствии указанного товара требованиям ГОСТ 8486-86.
Комиссия УФАС отмечает, что документация об аукционе не содержит требований о соответствии рассматриваемого товара требованиям ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения".
При этом, сопоставление указанных Заказчиком требований к рассматриваемой товарной позиции с требованиями, установленными в ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", свидетельствует о том, что установленные Заказчиком требования удовлетворяют положениям указанного ГОСТ, что позволяет участникам закупки предложить товар, который помимо соответствия требованиям, установленным Заказчиком, также будет соответствовать положениям ГОСТ 8486-86.
Таким образом, указанный довод не нашёл своего подтверждения в материалах дела.
2. В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к расходным материалам, используемым при выполнении закупаемых работ, при этом Заявитель полагает, что Закон о контрактной системе не предусматривает возможности установления требований к указанным материалам.
Вместе с тем, Комиссия УФАС не может согласиться с указанным доводом подателя жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе,под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Требования к товарам, используемых при выполнении работ установлены заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об аукционе "Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, использующихся при выполнении работ".
Из содержания п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки работы для выполнения, оказания которой используется товар участник закупки, подавая заявку, должен указать, в том числе, значения показателей характеристик товаров, используемых при выполнении работ.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что Закон о контрактной системе не только не запрещает устанавливать требования к используемым при выполнении работ товарам, но и обязывает Заказчика устанавливать такие требования, а участник закупки, в свою очередь, обязан в составе первой части заявки указать характеристики используемых товаров, которые бы соответствовали требованиям документации. Кроме того, Закон о контрактной системе не разделяет понятий товар и расходный материал, а, следовательно, применительно к рассматриваемым правоотношениям указанные понятия являются идентичными.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что при описании товарных позиций NN 1, 81, 12, 23, 53, 60, 79 Заказчиком правомерно установлены требования к значениям показателей указанных товарных позиций. Также Комиссия УФАС отмечает, что предметом рассматриваемой закупки является не поставка товаров, а выполнение работ, что предусматривает приемку не отдельных товаров, а приемку результата работ, выполненных с учетом всех требований, предусмотренных условиями заключенного контракта.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не усматривает в указанных действиях Заказчика признаков нарушения Закона о контрактной системе.
3. Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержатьсяинформация о сроке завершения работы.
В силу положений ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, аналогичная информация также должна содержаться и в документации об аукционе.
Из содержания извещения о проведении рассматриваемой закупки следует, что Заказчиком установлен следующий срок окончания выполнения работ - до 25.12.2018.
Вместе с тем, в пункте 2.2. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, датой окончания выполнения работ, является - 01.12.2018. Срок действия контракта в силу пункта 12.1 контракта определен Заказчиком до 20.12.2018 включительно.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, по итогам проведения электронного аукциона заключается контракт, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных норм Закона о контрактной системе в их взаимосвязи следует, что информация о сроке окончания выполнения работ, содержащаяся в извещении о проведении аукциона, должна соответствовать информации о таком сроке, содержащейся в проекте контракта, однако в рассматриваемом случае указанные сроки являются различными.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком в извещении о проведении рассматриваемой закупки указаны ненадлежащие сведения о сроке окончания выполнения работ, что является нарушением п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Комиссия УФАС находит необоснованными доводы Заявителя о том, что содержащиеся в проекте контракта условие о необходимости проведения фотосъемки результатов работ, а также условия проведения согласования выполняемых работ с компетентными органами нарушают требования Закона о контрактной системе.
Так, в силу ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, проект контракта является неотъемлемой частью документации, а, следовательно, также может содержать сведения о работах, включенных в предмет рассматриваемой закупки, а также условий их выполнения.
При этом, анализ поименованных в жалобе Заявителя пунктов контракта свидетельствует о том, что указанные положения не относятся непосредственно к работам, являющимся предметом рассматриваемой закупки, указанные положения контракта определяют условия исполнения участником закупки своих обязательств, в том числе, связанных с необходимостью согласования выполнения определенных работ с уполномоченными органами, когда такое согласование предусмотрено действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не усматривает в указанных действиях Заказчика признаков нарушения Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих его доводы.
5. Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что выявленное в результате рассмотрения жалобы Заявителя нарушение повлияло на права и законные интересы участников закупки, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПФ "Регулятор" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты рассматриваемой закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 октября 2018 г. N 44-4567/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2018