Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБНОУ "Инженерно-технологическая школа N 777" Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ПСК Сервис" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 24545/18 от 27.09.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку станочного оборудования для нужд ГБНОУ "Инженерно-технологическая школа N 777" Санкт-Петербурга в 2018 году (извещение номер 0372500001918000026) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.08.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372500001918000026. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 857 188,50 рублей.
В жалобе ООО "ПСК Сервис" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок N 0372500001918000026-1 от 18.09.2018 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"В требованиях к товарам по позиции 1 "Мини-станок с ЧПУ" установлено: "Максимальная частота вращения шпинделя, об/мин 30000".
В заявке участника указано: "Наибольшая частота вращения шпинделя, об/мин 30000".
Согласно инструкции по заполнению заявок: "В случае установления в Приложении N 1 к Техническому заданию значения показателя с использованием слов/словосочетаний/символов менее, меньше, максимальное значение, максимум (во всех падежах и сокращенном виде), ниже, не , <, максимальный, максимально, максимальная, максимальное, максимальные, максимальной, максимальных, участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не превышающее и не равное по значению, установленному в Приложении N1 к Техническому заданию значению показателя без использования указанных слов/словосочетаний/символов."
Таким образом, участник закупки в первой части заявки указал значение равное по значению, установленному в Приложении N1 к Техническому заданию, что не соответствует требованиям документации.
В требованиях к товарам по позиции 1 "Мини-станок с ЧПУ" установлено: "Комплект цанг тип ER11, в диапазоне от 1 до 10 мм - 1 шт".
В заявке участника указано: "Комплект цанг тип ER11, в диапазоне 2- 7 мм - 1 шт.".
Согласно инструкции по заполнению заявок: "Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны содержать слов/ словосочетаний/символов: следует, должен (-на; -но; -ны), должен (-на; -но; -ны) быть, или эквивалент, или, либо, /, ;, следует, необходимо(-ы; -а), тип (-а, -ов, -ы), допускается (-ются), а так же не определенных форм: может (-гут) быть, возможно(-ы, -а)."
Таким образом, участник закупки в первой части заявки указал слово "тип", что не соответствует требованиям документации.
В требованиях к товарам по позиции 2 "Настольный фрезерный станок с ЧПУ" установлено: "Минимальное усилие подачи по оси Z, Н 950.".
В заявке участника указано: "Усилие подачи по оси Z, Н 900.".
Согласно инструкции по заполнению заявок: "В случае установления в Приложении N1 к Техническому заданию значения показателя с использованием слов/словосочетаний/символов более, толще, больше, выше, свыше, не , >, минимальное значение, минимум (во всех падежах и сокращенном виде), превышает, превышают, превышающие, превышающую, минимальный, минимально, минимальная, минимальное, минимальные, минимальной, минимальных, участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, превышающее установленное в Приложении N 1 к Техническому заданию значение показателя без использования указанных слов/словосочетаний/символов."
Таким образом, участник закупки в первой части заявки указал значение меньшее по значению, установленному в Приложении N1 к Техническому заданию, что не соответствует требованиям документации.
В требованиях к товарам по позиции 6 "Сверлильный станок. Тип 1" установлено: "В комплекте со станком должны поставляться: 1. Комплект сверел в количестве >28шт. с шагом не менее 0,5 мм, диаметры сверел должны быть в диапазоне 0,5- 16,5 мм.".
В заявке участника указано: "В комплекте со станком поставляются: 1. Комплект сверел в количестве 29шт. с шагом 0,5 мм, диаметры сверел в диапазоне 2-16 мм.".
Участником закупки предоставлено значение нижней границы диапазона диаметров сверел не соответствующее шагу диаметров, указанному участником закупки. Поскольку в техническом задании есть требование к шагу (не менее 0,5 мм.), участник закупки должен был указать нижнюю границу диапазона диаметров сверел (0,5 мм.) увеличенную на шаг (указанный участником, а именно 0,5 мм.), то есть нижняя граница диапазона диаметров сверел, указанная участником, должна быть 1 мм".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к товарам, которые используются при выполнении работ, установлены Заказчиком в Приложении N 1 "Требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам поставляемого товара" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 1 "Мини-станок с ЧПУ" Заказчиком установлены требования: "Используемые цанги должен быть тип ER11".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в п. 3.5 "Инструкция по заполнению заявок" части I "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об аукционе.
Инструкцией по заполнению первой части заявки установлены следующие указания:
"Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны содержать слов/ словосочетаний/символов: следует, должен (-на; -но; -ны), должен (-на; -но; -ны) быть, или эквивалент, или, либо, /, ;, следует, необходимо(-ы; -а), тип (-а, -ов, -ы), допускается (-ются), а так же не определенных форм: может (-гут) быть, возможно(-ы, -а)".
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки содержит запрет на использование в составе первой части заявки слова "тип (-а, -ов, -ы)".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложен товар с указанием характеристики: "Комплект цанг тип ER11, в диапазоне 2- 7 мм - 1 шт", использовав при описании товара слова "тип", что противоречит требованиям документации об аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
К товару по позиции 1 "Мини-станок с ЧПУ" Заказчиком установлены требования: "Используемые цанги должен быть тип ER11".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Инструкцией по заполнению первой части заявки установлены следующие указания:
"Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны содержать слов/ словосочетаний/символов: следует, должен (-на; -но; -ны), должен (-на; -но; -ны) быть, или эквивалент, или, либо, /, ;, следует, необходимо(-ы; -а), тип (-а, -ов, -ы), допускается (-ются), а так же не определенных форм: может (-гут) быть, возможно(-ы, -а)".
Заказчиком установлен запрет на использование слова "тип", однако значение данного слова отражает разновидность изделия, отличающаяся общностью основных свойств, следовательно, его указание в составе первой части заявки не искажает и в полном объеме отражает характеристику предлагаемого товара. Таким образом, запрет на использование данного слова фактически сводится к установлению требований к оформлению первой части заявки, в чем усматривается нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПСК Сервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 октября 2018 г. N 44-4562/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2018