Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
АО "Хайпарк Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ИП Козловой Н.И. (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 24705-ЭП/18 от 01.10.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по разработке архитектурно-планировочного решения проекта (извещение номер 2072400000618000001) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 03.09.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 2072400000618000001. Начальная (максимальная) цена контракта 63 000 000,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащего порядка оценки по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)".
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Анализ конкурсной документации показал, что в рамках спорного показателя Заказчиком установлена следующая шкала оценки:
"2.2. Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Коэффициент значимости критерия: 0,7.
Оценка заявок участников конкурса по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" осуществляется по следующим показателям, раскрывающим содержание критерия оценки:
- "Качество услуг".
Показатель "Качество услуг" выражается в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки и степени его проработки.
Для оценки заявки участника по показателю "Качество услуг", выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки, предусмотрена шкала оценки в баллах согласно таблице N1:
Таблица N1
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Качество услуг |
100 % /1 |
Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта или непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта |
0 |
0 |
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с частичным описанием видов услуг, указанных в приложении N7 к специальной части |
20 |
20 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта не в полном объеме с описанием всех видов услуг, указанных в приложении N7 к специальной части, но не указаны одновременно по трем и более видам услуг: технология оказания услуг и /или контроль качества оказания услуг и/или используемое техническое оборудование и специализированные компьютерные программные продукты и /или необходимые трудовые ресурсы |
40 |
40 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта не в полном объеме с описанием всех видов услуг, указанных в приложении N7 к специальной части, но не указана технология оказания услуг или контроль качества оказания услуг или используемое техническое оборудование или специализированные компьютерные программные продукты или необходимые трудовые ресурсы по двум или трем видам услуг, указанным в приложении N7 к специальной части |
60 |
60 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта не в полном объеме с описанием всех видов услуг, указанных в приложении N7 к специальной части, но не указана технология оказания услуг и/или контроль качества оказания услуг и/или используемое техническое оборудование и/или специализированные компьютерные программные продукты и/или необходимые трудовых ресурсы по одному из видов услуг, указанных в приложении N7 к специальной части |
80 |
80 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием по всем видам услуг, указанным в приложении N7 к специальной части и описанию по каждому виду услуг: технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов |
100 |
100 |
Для получения оценки (значения в баллах) по отдельному показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по соответствующему показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
2.2.1. "Качество услуг", выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки.
Оценка заявки участника по показателю "Качество услуг", выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки, определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта с описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов по форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" (далее - Предложение о качестве). При этом предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником на основе технического задания со всеми приложениями, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации. Участник закупки на свое усмотрение может оформить пояснительную записку к Предложению о качестве с описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов и иные предложения по улучшению качества оказания услуг, не ведущие к удорожанию стоимости оказания услуг.
Порядок заполнения Предложения о качестве установлен примечанием к Предложению о качестве.
В случае если участником в графе 3 Предложения о качестве указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и участником не предлагается описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов, то в соответствии с таблицей N1 участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество услуг, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки".
Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта с описанием технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов, изложенным в техническом задании, трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта" участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качество услуг", выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки".
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта закупки" с частичным описанием видов услуг, указанных в приложении N7 к специальной части в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся не все виды (наименования) оказываемых услуг, а именно представлено описание не по всем видам услуг, отсутствует описание по одному или более видам услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N7 к специальной части.
Предложение о качестве признается "предложением о качественных характеристиках объекта закупки" не в полном объеме с описанием всех видов услуг, указанных в приложении N7 к специальной части, но не указана технология оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов по одному или более виду услуг, указанных в приложении N7 к специальной части" в случае, если в таком Предложении о качестве содержатся все виды (наименования) оказываемых услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N7 к специальной части, но при этом отсутствует описание технологии оказания услуг и/или контроля качества оказания услуг и/или используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов и/или необходимых трудовых ресурсов по одному или более видам услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N7 к специальной части 1.
Для присвоения максимального количества баллов в составе заявки участника должна быть представлена форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", в том числе с пояснительной запиской, составленной на основе технического задания со всеми приложениями, содержащая все виды (наименования) оказываемых услуг, исчерпывающий перечень которых указан приложении N7 к специальной части, а также описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов в полном объеме 2 по каждому виду услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N7 к специальной части, содержащая описание:
раскрытия градостроительного потенциала территории;
логики функционального зонирования, рациональность планировочной организации территории, удобство функциональных связей между частями целого;
рациональности предложений по инженерному и транспортному обеспечению территории;
гибкость (вариабельность) планировочного и объемно-пространственного решения, его устойчивость при различных экономических сценариях развития территории;
выразительности архитектурного образа зданий;
интеграции зданий в урбанистический ландшафт, глубина диалога с контекстом;
качество внутренней планировки;
рациональности фасадных решений с точки зрения износоустойчивости и удобства в эксплуатации (с учетом климатических условий Санкт-Петербурга);
экономической и технической реалистичности и эффективности архитектурно-планировочного решения;
применения новейших энергосберегающих и экологически чистых технологий;
ясности и элегантности графической презентации проекта.
Описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов3 по всем видам услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N7 к специальной части, предлагаемые участником в составе заявки, должны соответствовать конкурсной документации.
1, 2, 3 Описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описание технологии оказания услуг и/или описание контроля качества оказания услуг и/или описание используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов и/или описание необходимых трудовых ресурсов по одному из видов услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N7 к специальной части, или описание технологии оказания услуг и/или описание контроля качества оказания услуг и/или описание используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов и/или описание необходимых трудовых ресурсов не соответствует конкурсной документации.
Описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии оказания услуг, описание контроля качества оказания услуг, описание используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду услуг, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N7 к специальной части, и такое описание технологии оказания услуг, контроля качества оказания услуг, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов соответствует конкурсной документации.
Технология оказания услуг включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Контроль качества оказания услуг - действия (комплекс мер), включающие проведение измерений, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик оказанных услуг и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества.
Используемое техническое оборудование и специализированные компьютерные программные продукты - совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых для оказания услуг.
Трудовые ресурсы - рабочая сила, задействованная при оказания определённых видов услуг, с указанием профессиональных задач".
Таким образом, конкурсной документацией установлен исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по спорному показателю, а также зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Заявитель явку своих представителей не обеспечил и доказательств, однозначно свидетельствующих о несоответствии установленного порядка оценки требованиям законодательства о контрактной системе, не представил ввиду чего доводы жалобы не находят своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 8, 32, 48, 50, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Козловой Н.И. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 октября 2018 г. N 44-4592/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018