Резолютивная часть оглашена 26.09.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - заявитель, общество, ООО "Перспектива") на положение документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации (техническое перевооружение) канализационных коллекторов (сетей) в пос.Ставрово Владимирской области (N закупки 0128300000718000019), в открытом заседании, в присутствии и.о. директора - муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства пос.Ставрово _ (постановление от 27.06.2018 N 155), представителя уполномоченного органа - администрации поселка Ставрово Собинского района _ (доверенность от 20.08.2018 N 29).
Заявитель жалобы - ООО "Перспектива", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя на заседание Комиссии Владимирского УФАС России не обеспечило.
25.09.2018 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 26.09.2018.
В ходе рассмотрения дела N Г 898 -04/2018, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по модернизации (техническое перевооружение) канализационных коллекторов (сетей) в пос.Ставрово Владимирской области (N закупки 0128300000718000019).
Заявитель считает, что при размещении данной закупки заказчик нарушил требования Закона о контрактной системе в сфере закупок.
1) В проекте контракта (пункт 4.5 проекта контракта) незаконно установлена возможность замены обеспечения исполнения контракта, в случае если по каким либо причинам обеспечение контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по контракту.
2) В Проекте контракта указана обязанность Подрядчика: "6.2. Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены Контракта".
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, Заказчик при определении Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) вправе установить в Извещении об осуществлении закупки требование к Поставщику (Подрядчику, Исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом при подготовке проекта контракта заказчик должен формулировать условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием на то, что данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем), являющемся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией. Заказчиком в Проекте контракта вышеуказанная информация не предусмотрена.
3) В информационной карте заказчик неправомерно указывает банковскую гарантию в качестве способа обеспечения исполнения заявки: Обеспечение заявки предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником закупки.
По существу дела представитель заказчика и представитель уполномоченного органа пояснили следующее:
Относительно довода 1. Проектом контракта не предусмотрено право Заказчика требовать замены банковской гарантии на иную форму обеспечения исполнения контракта, а установлено лишь, что в ходе исполнения контракта Подрядчик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта.
Относительно довода 2. Частью 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 6.2. проекта контракта предусмотрено, что Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены Контракта.
Относительно довода 3. Частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе предусмотрено обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
На основании вышеизложенного, представитель заказчика и представитель уполномоченного органа считают жалобу, по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, предусмотренной частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 2 статьи 374 Гражданского кодекса Российской Федерации требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 378 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она выдана.
Пунктом 4.5 Проекта контракта установлено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение обязательств по Контракту в соответствии с условиями, которые указаны в настоящем разделе".
Поскольку срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства, следовательно, если обеспечение исполнения контракта перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие об обязанности подрядчика представить заказчику надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Следовательно, если обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие, обязывающее подрядчика представить заказчику надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Таким образом, данный довод не находит своего подтверждения.
2. В силу требований части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В силу части 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 6.2. проекта контракта установлено, что подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены Контракта.
Согласно пункту 20 информационной карты электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 112633200 рублей.
Следовательно, на основании Закона о контрактной системе в сфере закупок, в документации рассматриваемого электронного аукциона правомерно не установлено требование (в случае если победителем становится субъект малого предпринимательства или социально ориентированная некоммерческая организация) части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, так как начальная максимальная цена контракта более 20 миллионов рублей.
Таким образом, довод заявителя не находит своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает пять миллионов рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно пункту 20 информационной карты электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 112633200 рублей.
Частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе предусмотрено обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии.
Заказчиком, в извещении, в пункте 20.2 аукционной документации, в п. 27.3 информационной карты установлено: Обеспечение заявки предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником закупки.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу "Перспектива" на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по модернизации (техническое перевооружение) канализационных коллекторов (сетей) в пос. Ставрово Владимирской области (N закупки 0128300000718000019) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 сентября 2018 г. N Г 898-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018