Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
_ заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
_ заместителя начальника отдела,
_ главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "МОСФАРМ" на положение документации при проведении запроса котировок на закупку лекарственного препарата из перечня ЖНВЛП для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница" (N закупки 0328300012518000193).
02.10.2018 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 03.10.2018.
02.10.2018 на заседании Комиссии присутствовал представитель: заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Петушинская районная больница" _. (доверенность от 02.10.2018 Nб/н).
Заявитель - ООО "МОСФАРМ", надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 915-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "МОСФАРМ" (далее - заявитель, общество) на положение документации при проведении запроса котировок на закупку лекарственного препарата из перечня ЖНВЛП для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница" (N закупки 0328300012518000193).
По мнению заявителя, из технического задания заказчику требуется бутылка или флакон, т.к. сохранить устойчивую форму в вертикальном положении способна только бутылка или флакон.
Кроме того, согласно инструкциям по медицинскому применению лекарственных средств зарегистрированы и допущены с МНН Натрия хлорид, размещенных в Государственном реестре лекарственных средств, ни у одного производителя данного лекарственного средства не указано наличие свободного объема в первичной упаковке. Также, данной информации нет и в нормативно технических документах на лекарственный препарат с МНН Натрия хлорид.
Представитель заказчика, в свою очередь, пояснила следующее.
Устанавливая в документации требования к упаковке "Первичная упаковка объемом 500 мл из твердого материала, сохраняющего устойчивую форму в вертикальном положении" заказчик исходил из своей потребности, т.к упаковка из твердого материала, сохраняющая устойчивую форму в вертикальном положении может храниться определенным образом, ее проще применять, лекарственные средства в пакетах не могут храниться стоя без дополнительных приспособлений.
Кроме того, технологическая схема производства первичной упаковки жидких лекарственных средств подразумевает наличие дополнительного объема в упаковке. Все производители жидких лекарственных средств указывают содержимое жидкости во флаконе, а не объем флакона. Указанный в техническом задании дополнительный свободный объем, взят из алгоритмов и протоколов лечения применяемых врачами при лечении пациентов.
На основании вышеизложенного, представитель заказчика считает жалобу ООО "МОСФАРМ" необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.09.2018 года на электронной площадке http://roseltorg.ru размещено извещение о проведение аукциона в электронной форме N 0328300012518000193. Наименование объекта закупки: Закупка лекарственного препарата из перечня ЖНВЛП для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", установлены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленным (далее - Особенности описания лекарственных препаратов Постановления Правительства N 1380).
Согласно п. 5 Особенностей описания лекарственных препаратов Постановления Правительства N 1380, при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата".
Согласно п. 6 Особенностей описания лекарственных препаратов Постановления Правительства N 1380, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок указывает на то обстоятельство, что потребность заказчика в товаре, работе, услуге с определенными, необходимыми заказчику показателями и характеристиками, является определяющим фактором.
Вместе с тем, по итогам анализа рассматриваемой спорной ситуации, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующему заключению
В приложении N 1 (таблица N1) аукционной документации Заказчиком в графе "дополнительные характеристики" указано:
"Первичная упаковка объемом 500 мл из твердого материала, сохраняющего устойчивую форму в вертикальном положении, с самоспадающимся корпусом, имеющим шкалу объема на боковой поверхности, не содержит ПВХ. Первичная форма имеет два раздельных резиновых порта в верхней части во избежания протекания и риска контаминации готового раствора, необходимо наличие дополнительного свободного объема не менее 140 мл*** для введения дополнительных препаратов, в том числе для антибиотикотерапии. ****, где, *- Наименование страны происхождения товара указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ** - указывается участником закупки в соответствии с Приказом Минздрава Российской Федерации от 26.10.2017 N 870н "Об утверждении Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты Типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения".
*** - участник закупки указывает конкретный показатель товара ****- Указанные объемы и характеристики необходимы для выполнения алгоритмов лечения во избежании нарушений лечебного процесса, т. к. согласно ПунктуN6 (П.6) ПП РФN1380 от 15.12.2017 г "Описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "В"-"И" Пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать: ..обоснование..".
Заказчик на заседании Комиссии Владимирского УФАС России пояснил, что устанавливая в документации требования к упаковке "Первичная упаковка объемом 500 мл из твердого материала, сохраняющего устойчивую форму в вертикальном положении" заказчик исходил из своей потребности, т.к упаковка из твердого материала, сохраняющая устойчивую форму в вертикальном положении может храниться определенным образом, ее проще применять, лекарственные средства в пакетах не могут храниться стоя без дополнительных приспособлений.
Вместе с тем, Заказчиком не представлены документы и сведения, подтверждающие, что "первичная упаковка объемом 500 мл из твердого материала, сохраняющего устойчивую форму в вертикальном положении" является терапевтически значимой характеристикой, а также свидетельствующие о том, что иные формы выпуска (первичной упаковки) не соответствуют потребностям Заказчика.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что с учетом формулировки пп. "а" п. 6 Особенностей описания лекарственных препаратов Постановления Правительства N 1380, обоснование, указанное заказчиком по позиции "требование к упаковке" не является обоснованием необходимости указания данной дополнительной характеристики товара.
Касаемо дополнительной характеристики "наличие дополнительного свободного объема не менее 140 мл*** для введения дополнительных препаратов" заказчиком в дополнении к отзыву указано, что, в раствор натрия хлорида вливаются дополнительные препараты в составе калия хлорида в размере 100 мл и глюкозы в размере от 10 до 20 мл, в зависимости от субъективного состояния пациента, определяемого лечащим врачом.
Согласно сведениям государственного реестра лекарственных средств, ведение которого предусмотрено статьей 33 Закона об обращении лекарственных средств, лекарственные препараты с МНН "Натрия хлорид" в лекарственной форме "раствор для инфузий" имеют одинаковую дозировку 0,9%, различные объемы наполнения (например, 200 мл, 250 мл, 400 мл, 500 мл), различные формы выпуска (первичные упаковки), в том числе: "бутылки полиэтиленовые", "флаконы из полиэтилена, соответствующего требованиям Европейской Фармакопеи к полиэтилену для парентеральных препаратов", "бутылки полиэтиленовые без колпачка или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком или пробкой инфузионной или колпачком (евроколпачком)", "бутылки стеклянные".
Также, согласно сведениям государственного реестра лекарственных средств, а именно, инструкциям по медицинскому применению лекарственных средств зарегистрированных и допущеных с МНН Натрия хлорид ни у одного производителя данного лекарственного средства не указано наличие свободного объема в первичной упаковке.
На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу о том, что отсутствие у производителей МНН Натрия хлорид такой характеристики как "наличие дополнительного свободного объема не менее 140 мл" свидетельствует и о неизвестности и неопределенности и участниками закупки, в связи с чем, включение данной характеристики носит необъективный характер.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОСФАРМ" на положение документации при проведении запроса котировок на закупку лекарственного препарата из перечня ЖНВЛП для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница" (N закупки 0328300012518000193) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, котировочной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н А Я А Н Т И М О Н О П О Л Ь Н А Я С Л У Ж Б А
УПРАВЛЕНИЕ
по Владимирской области
____________________________________________________________________ _____
ул. Большая Московская, 1, г. Владимир, 600000 тел./ факс (4922) 53-14-53, 33-49-78
e-mail: to33@fas.gov.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о
контрактной системе в сфере закупок
по делу N Г 915-04/2018
03 октября 2018 года г. Владимир
Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
_. заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
_. заместителя начальника отдела,
_ главного специалиста-эксперта,
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ", пунктов 3.41, 3.42 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 915-04/2018 от 03.10.2018,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику - государственному бюджетному учреждению Владимирской области "Петушинская районная больница" (ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница") устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в извещение о запросе котировок на закупку лекарственного препарата из перечня ЖНВЛП для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница" (N закупки 0328300012518000193) в соответствии с выводами, содержащимися в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N 915-04/2018 от 03.10.2018
2. Комиссии по проведению запроса котировок на закупку лекарственного препарата из перечня ЖНВЛП для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница" (N закупки 03283000125180001923 устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания котировочной комиссии.
Настоящее предписание необходимо исполнить в срок до 24 октября 2018 года.
Доказательства надлежащего исполнения предписания необходимо представить во Владимирское УФАС России в срок до 26 октября 2018 года.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (на должностных лиц); 500 000 рублей (на юридических лиц).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 3 октября 2018 г. N Г 915-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2018