Резолютивная часть решения оглашена 04.10.2018
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<_>,
членов Комиссии:
<_>,
<_>,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Лига" на положения документации об электронном аукционе на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс по адресу: Владимирская область, Александровский район, посёлок Балакирево, район улицы 60 лет Октября" для нужд администрации поселка Балакирево Александровского района Владимирской области (N 0128200000118008300) в присутствии:
представителя заказчика - администрации поселка Балакирево Александровского района Владимирской области: <_>,
представителя заявителя - ООО "Лига": <_>.
Уполномоченный орган - департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствии его законного представителя.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 925-04/2018 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Лига" (далее - Заявитель, Общество) на положения документации об электронном аукционе на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс по адресу: Владимирская область, Александровский район, посёлок Балакирево, район улицы 60 лет Октября" для нужд администрации поселка Балакирево Александровского района Владимирской области (N 0128200000118008300).
Заявитель в своей жалобе указал, что размещенная документация (N0128200000118008300) содержит следующие положения, нарушающие требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
1. Не согласованы существенные условия контракта, порядок оплаты выполненных работ, прописан таким образом, что не позволяет подрядчику определить с какого момента будет произведена оплата: с момента поступления денежных средств из бюджетных ассигнований или с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ, то есть с какого момента заказчик выполнит свои обязанности по оплате.
При несогласовании порядка оплаты, не определяется тем самым момент наступления ответственности заказчика за просрочку исполнения обязательств по оплате выполненных работ.
Пунктом 2.5 проекта контракта предусмотрено: "Оплата выполненных работ производится путем безналичного расчета поэтапно (на основании промежуточных актов сдачи-приемки выполненных работ) в пределах лимита бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год по мере выделения средств из бюджета в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Сторонами акта о приёмке выполненных работ формы N КС -2, на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС -3, на основании счета, счёта-фактуры (при наличии), представленного подрядчиком, а также всех документов, подтверждающих фактическое выполнение и необходимых для оплаты счетов-фактуры (акты на скрытые работы, расчеты, фотографии объекта, пояснительные записки о соответствии выполненных работ от строительного контроля и авторского надзора и другие документы). Аванс (предоплата) по настоящему контракту не предусмотрен".
Пунктом 4.1.2 проекта контракта установлено: "Заказчик производит оплату фактически выполненных работ Генеральному подрядчику по мере поступления средств на основании актов приемки выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, в пределах суммы, указанной в п. 2.1, 2.7 настоящего Контракта, и годового лимита капитальных вложений".
2. Заказчиком нарушены требования ст. 3 ФЗ-44, ч.1 ст.702, ст.706 ГК РФ: в проекте контракта сторона, исполняющая обязанности подрядчика, прописана, как Генеральный подрядчик.
3. Нарушены требования ч.1 ст.34, ч.2 ст.42 ФЗ:
1) в пункте 41 Информационной карты аукционной документации гарантийный срок качества работ определен как 60 месяцев с момента подписания сторонами акта приемки выполненных работ, когда в пункте 5.3 проекта контракта гарантийный срок установлен в годах (5 лет);
2) в позиции 40.4 Информационной карты документации об электронном аукционе не прописан порядок оплаты.
На основании изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку и признать жалобу обоснованной.
В обоснование действий заказчика, представитель поясняет следующее.
1. Пункт 2.5 проекта контракта определяет порядок и срок оплаты выполненных работ, а часть 4 проекта контракта устанавливает права и обязанности сторон, тем самым существенные условия контракта, а именно, порядок оплаты выполненных работ, согласован и не подлежит иному толкованию.
Из условий контракта следует, что оплата выполненных работ производится путем безналичного расчета поэтапно (на основании промежуточных актов сдачи-приемки выполненных работ) в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Сторонами акта о приёмке выполненных работ и никак иначе.
2. Указание в проекте контракта наименования Генеральный подрядчик не нарушает требований статьи 3 Закона о контрактной системе ввиду отсутствия в указанной статье данного понятия.
Кроме вышеизложенного, документация электронного аукциона и проект контракта предусматривают обязанность подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков. Согласно ст.706 ГК РФ в этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
3. 1) Гарантийный срок качества работ, установленный в пункте 41 Информационной карты аукционной документации (60 месяцев с даты подписания сторонами акта приемки выполненных работ), идентичен гарантийному сроку (5 лет), указанному в пункте 5.3 проекта контракта.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство о контрактной системе основывается в том числе и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 190 ГК РФ срок может определяться годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Таким образом, гарантийный срок качества работ указанный в проекте контракта соответствует сроку, указанному в аукционной документации.
2) Документация электронного аукциона - типовая.
Пункт 40.4 Информационной карты документации об электронном аукционе предусматривает указание на оплату выполненных работ в соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, т.е. в случае невозможности определить цену единицы работы или услуги. Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ, в том числе по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Цена единицы работы в документации определена, следовательно, необходимости прописывать порядок оплаты не имелось.
Учитывая вышеизложенное, представитель заказчика просит Комиссию отказать в удовлетворении жалобы ООО "Лига".
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
13.08.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000118008300 на строительство "под ключ" объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс по адресу: Владимирская область, Александровский район, посёлок Балакирево, район улицы 60 лет Октября".
Начальная (максимальная) цена контракта: 127 739 850.00 рублей.
Рассмотрев документацию данного электронного аукциона, Комиссия Владимирского УФАС установила следующее.
1. На основании пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Проанализировав проект муниципального контракта документации об электронном аукционе, Комиссия пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 2.5 проекта муниципального контракта "Оплата выполненных работ производится путем безналичного расчета поэтапно (на основании промежуточных актов сдачи-приемки выполненных работ) в пределах лимита бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год по мере выделения средств из бюджета в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Сторонами акта о приёмке выполненных работ формы N КС -2, на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС -3, на основании счета, счёта-фактуры (при наличии), представленного подрядчиком, а также всех документов, подтверждающих фактическое выполнение и необходимых для оплаты счетов-фактуры (акты на скрытые работы, расчеты, фотографии объекта, пояснительные записки о соответствии выполненных работ от строительного контроля и авторского надзора и другие документы). Аванс (предоплата) по настоящему контракту не предусмотрен".
Комиссия установила, что заказчик в проекте муниципального контракта в соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установил срок оплаты выполненной работы, однако допустил некорректную формулировку: "_ по мере выделения средств из бюджета_".
Заказчик в дополнение к мотивированному отзыву предоставил выписку из ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования городское поселение поселок Балакирево Александровского района Владимирской области на 2018 год, подтверждающую наличие на расчетном счете администрации поселка Балакирево Александровского района Владимирской области 135 000 000 рублей, предназначенных на оплату работ по строительству "под ключ" объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс по адресу: Владимирская область, Александровский район, посёлок Балакирево, район улицы 60 лет Октября".
Кроме вышеизложенного, в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссией было установлено, что по оспариваемому в жалобе положению запросов о даче разъяснений положений документации о таком аукционе на адрес электронной площадки не направлялось.
На основании анализа документации и указанных норм, а также представленных заказчиком доказательств, Комиссия делает вывод о том, что довод общества не находит подтверждения.
2. В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
4) участник закупки;
5) государственный заказчик;
6) муниципальный заказчик;
7) заказчик;
8) государственный контракт, муниципальный контракт;
9) единая информационная система в сфере;
10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение;
11) специализированная организация;
12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
13) контрольный орган в сфере закупок;
14) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
15) эксперт, экспертная организация;
16) совокупный годовой объем закупок;
17) электронная площадка;
18) оператор электронной площадки;
19) специализированная электронная площадка;
20) оператор специализированной электронной площадки.
Согласно части 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
При анализе указанных норм и документации об электронном аукционе Комиссия Владимирского УФАС установила, что наряду с понятием "подрядчик" в проекте муниципального контракта заказчик использует понятие "Генеральный подрядчик", однако данное обстоятельство не нарушает прямых запретов, предусмотренных законодательством о контрактной системе, более того возможность привлечения субподряда определена условиями рассматриваемой закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о несостоятельности рассматриваемого довода.
3. 1) В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 41 Информационной карты документации об электронном аукционе "- гарантийный срок качества работ 60 месяцев с даты подписания сторонами акта приемки выполненных работ".
На основании позиции 5.3 проекта муниципального контракта "Гарантийный срок нормальной эксплуатации Объекта устанавливается в соответствии с действующими строительными нормами и правилами в течение 5 (пяти) лет. Действие гарантии наступает с момента подписания сторонами акта о приемке-передаче выполненных работ. Объем предоставления гарантии качества работ устанавливается в размере 100% в течение гарантийного срока".
Следовательно, заявленный довод заявителя нашел свое подтверждение, однако Комиссией было отмечено, что 60 месяцев тождественно 5 годам.
2) В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 40.4 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено следующее: "Оплата выполнения работы или оказания услуги (в соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Комиссия Владимирского УФАС установила, что в рассматриваемом случае объем работ определен, что подтверждается пунктом 40.1 Информационной карты документации об электронном аукционе, порядок оплаты работ заказчиком был установлен в пункте 2.5 проекта муниципального контракта, следовательно, указания порядка оплаты в пункте 40.4 Информационной карты не требовалось.
На основании изложенного Комиссия Владимирского УФАС пришла к выводу о несостоятельности рассматриваемого довода заявителя.
Комиссия установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание обстоятельство, что в соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0128200000118008300 от 01.10.2018 г. 4 заявки признаны соответствующими требованиям документации и были допущены к участию в электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лига" на положения документации об электронном аукционе на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс по адресу: Владимирская область, Александровский район, посёлок Балакирево, район улицы 60 лет Октября" для нужд администрации поселка Балакирево Александровского района Владимирской области (N 0128200000118008300) частично обоснованной (в части не идентичного описания заказчиком в проекте муниципального контракта и Информационной карте гарантийного срока).
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Руководствуясь пунктом 3.35 Административного регламента предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 4 октября 2018 г. N Г 925-04/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2018