Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии: |
А.А. Кошкумбаевой
А.Г. Киселевой
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
с участием представителей:
заказчика-ГБУЗ "Психиатрическая больница Калининградской области N 1" заявителя - ИП Подоляцкого Н.С. |
С.С. Линской Ю.Е. Плотниковой
Н.С. Подоляцкого |
представителя по доверенности; представителя по доверенности;
|
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Подоляцкого Николая Сергеевича (вх. N 6348 от 17.09.2018, исх. N 0335200014018000012-ПБ1 от 16.09.2018) (далее - Заявитель) на действия заказчика-государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Психиатрическая больница Калининградской области N 1" (далее - Заказчик)при проведении запроса котировок(извещение N 0335200014018000012) на поставку медицинских изделий (бактерицидных рециркуляторов), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия(далее - Запрос котировок)и врезультате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что при формировании извещения о проведении Запроса котировок Заказчиком допущены нарушения действующего законодательства.
Так, по мнению Заявителя, под требования технических характеристик, закупаемого товара, подходят изделия одного производителя с брендом "Тион" - модель оборудования обеззараживателя-очистителя воздуха "Тион А" ("TionA") по ТУ 9451-001-41364524-2014, при использовании которого не используются газоразрядные и ультрафиолетовые лампы, а также имеет систему автоотключения прибора при появлении неисправности.
Вместе с тем, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком использованы коммерческие предложения поставщиков данного товара, которые также представили свое предложение по позиции N 2 (изделие передвижного исполнения) о стоимости продукции одного единственного производителя ООО "Аэросервис" под брендом "Тион", модель "Тион А 100".
Переговоры с производителемоборудования обеззараживателя-очистителя воздуха "Тион А" о возможности приобретения данного оборудования заканчиваются отказом в продаже, что ограничивает круг участников закупки.
Указанные действия Заказчика направлены на недопущение конкуренции и, как следствие, на сохранение завышенных цен на закупаемый товар, при том, что, по мнению Заявителя, начальная (максимальная) цена сформирована некорректно, поскольку представленные предложения о цене товара являются несопоставимыми с условиями планируемой закупки в части сроков поставки оборудования.
Также Заявитель указывает на разночтения в положениях документации:
- в проекте контракта стороной по контракту выступает ГБУЗ "Психиатрическая больница Калининградской области N 1";
- в акте приема-передачи оборудования по контракту заказчиком является - ГБУЗ "Инфекционная больница Калининградской области".
В связи с изложенным, Заявитель считает, что действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе и нарушают его права и законные интересы.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса котировок действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Технические характеристики объекта закупки соответствуют объективным потребностям Заказчика, сформированы исходя из специфики медицинского учреждения (психиатрическая больница), позволяют обеспечить повышение уровня медицинского обслуживания и экономичность дальнейшего обслуживания закупаемого товара, и как следствие, экономию бюджетных средств, том числе в связи с:
- упрощением процедуры обеззараживание в соответствии с требованиями санитарного законодательства (отсутствие протирки, учета времени, ведения журналов согласно Руководства Р 3.5.1904-04 "Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях");
- исключением влияния человеческого фактора на процесс обеззараживания;
- повышением безопасности использования (исключения заражения ртутными парами при повреждении целостности ламп, с учетом специфики заведения);
- отсутствием необходимости в специализированной утилизации расходных материалов;
- приобретением оборудования соответствующего требованиям Распоряжения Правительства РФ от 7 июля 2014 года N1242-р "О подписании Минаматской конвенции по ртути" и требованиям энергосбережения (низкий уровень энергопотребления).
Вопреки доводам Заявителя, требованиям технического задания соответствует оборудованиедвух производителей (ООО "Аэросервис" и ООО "НПФ "Поток Интер"). Кроме того, о наличии конкурентного рынка в отношении товаров, соответствующих требованиям документации, свидетельствует также факт, что в адрес Заказчика было направлено 3 предложения различных участников рынка, с информацией о готовности поставить товар полностью соответствующий запрашиваемым Заказчиком характеристикам, а также наличие при проведении запроса котировки двух заявок, с предложением поставки оборудования разных производителей.
В то же время Заявитель является коммерческой организацией, осуществляющей на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Отсутствие у него товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью, от требований, содержащихся в документации, не зависит и, соответственно, само по себе не может свидетельствовать об ограничении заказчиком количества участников.
Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
05.09.2018 Заказчикомна официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) размещено извещение N 0335200014018000012 о проведении Запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта -405 500,00 рублей.
1.В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении запроса котировок должно содержаться,в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. При этом в соответствии с положениями бюджетного законодательства цена заключаемого контракта ограничивается пределами лимитов бюджетных обязательств.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В силу части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Частями 4, 5 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (ч. 5). При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 4).
Согласно условиям извещения о проведении Запроса котировок начальная (максимальная) цена определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании информации, полученной по запросу Заказчика трех коммерческих предложений.
Таким образом, обоснование начальной (максимальной) цены контракта сформировано с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который является приоритетным, в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий.
Вопросы, связанные с правильностью расчета начальной (максимальной) цены контракта и анализом экономической конъюнктуры рынка, не регламентируются законодательством о контрактной системе и не входят в компетенцию антимонопольного органа при осуществлении процедуры рассмотрения жалобы (проведения внеплановой проверки) в рамках полномочий, предусмотренных частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системеустановлено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системев извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числекраткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Описание объекта закупки - это фиксация различных характеристик (качественных, технических и т.д.), позволяющая идентифицировать объект закупки. Сведения, обосновывающие закупку, позволяют достичь поставленных целей и удовлетворить потребности заказчика. Удовлетворенность заказчика результатом закупки будет зависеть от обстоятельств, в которых он используется. Такого рода информация дает понятие о том, что необходимо принять во внимание при исполнении контракта, описывает использование результата закупки и требуемые показатели исходя из фактических данных, объясняет, как закупка определяется и используется, какие обстоятельства имеют значение при ее проведении.
Объект закупки описывается с учетом правил, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки установлены в приложении N 1 "Техническое задание" (далее - ТЗ), являющееся неотъемлемой частью извещения о проведении Запроса котировок.
Согласно ТЗ поставить необходимо бактерицидныйобеззараживатель воздуха (настенный) (пункт 1); бактерицидный обеззараживатель воздуха (передвижной) (пункт 2), в том числе со следующими характеристиками:
- обеззараживание воздуха без использования газоразрядных и ультрафиолетовых ламп;
- система диагностики работоспособности и автоотключения прибора при появлении неисправности.
На заседании Комиссии Заявителем и Заказчиком указано на то, что из официально зарегистрированных в РФ медицинских изделий - обеззараживателей воздуха только продукция двух производителей ООО "Аэросервис" (Россия) и ООО "НПФ "Поток Интер" (Россия) отвечает потребности Заказчика и требованиям ТЗ.
Заказчиком даны пояснения о том, что характеристики закупаемого товара сформированы им исходя из анализа подходящих под требования ТЗ характеристик обеззараживателя воздуха марки "Тион-А" (производитель ООО "Аэросервис") и марки "Поток 150-М-01" (производитель ООО "НПФ "Поток Интер"), в которых применяется технология обеззараживания воздуха с применением бактериальных фильтров.
В подтверждение позиции о соответствии совокупности характеристик товара марки "Тион-А" и марки "Поток 150-М-01", сведения о которых также представлены в коммерческих предложениях поставщиков данного товара, Заказчиком представлены руководство по эксплуатации указанных обеззараживателей воздуха, согласно которым как в оборудовании "Тион-А", так и "Поток 150-М-01" используется технология обеззараживания воздуха при помощи фильтров, т.е. данное оборудование отвечает требованиям ТЗ о необходимости обеззараживания воздуха без использования газоразрядных и ультрафиолетовых ламп.
Вместе с тем, наличие такой характеристики как системы диагностики работоспособности и автоотключения прибора при появлении неисправности отсутствует как в оборудовании "Тион-А", так и "Поток 150-М-01".
Так, в руководстве по эксплуатации установки обеззараживания воздуха "Поток 150-М-01", которое, в том числе использовалось Заказчиком при формировании требований к характеристикам товара, определены следующие технические данные и характеристики: "Режим контроля инактивации микроорганизмов - автоматический. В правой части лицевой панели, по середине, располагаются индикаторы: зеленый индикатор сигнализирует о нормальной работе установки, красный индикатор сигнализирует о работе установки не в нормальном режиме". А также определены возможные неисправности: "Если при включении установки не слышен звук работающего вентилятора, на лицевой стороне не светится зеленый индикатор, то проверьте подключение сетевого шнура к розетке; исправность сетевого шнура; наличие напряжения в сети. Информация о работе установки выдается на лицевую панель в виде постоянного свечения красного индикатора".
Таким образом, в случае с УОВ "Поток 150-М-01" при неисправностях в работе системы автоотключение не происходит, система продолжает работать, осуществлять инактивацию на имеющемся при неисправности уровне и сигнализирует (в виде постоянного свечения красного индикатора) о необходимости произвести сервис, заменить фильтр грубой очистки. Данный факт подтверждается письмом производителяООО "НПФ "Поток Интер".
Согласно разделу 4.4 руководства по эксплуатации обеззораживателя воздуха "Тион-А" прибор оснащен системой предупреждения о необходимости замены фильтров. За 60 дней до окончания ресурса фильтров, панель индикации начнет попеременно зажигать желтый (3 сек.) и синий (7 сек.) свет (прибор продолжает работать в нормальном режиме). По окончании 60 дней прибор выключится (панель индикации будет гореть желтым светом непрерывно), чтобы избежать возникновения поломок. Дальнейшее использование прибора возможно только после замены фильтров. В разделе 9 руководства указано, что в случае появления индикации о неисправности прибора следует отключить обеззараживатель-очиститель воздуха "Тион-А" от электросети, для устранения данной неисправности необходима замена фильтров. Кроме того, при иных возможных неисправностях, указанных в таблице 6 руководства по эксплуатации, прибор не отключается и продолжает работать.
Вместе с тем, в ТЗ не конкретизировано при каких неисправностях необходимо наличие системы автоотключения, в связи с чем данное требование распространяется на все возможные неисправности, указанныев таблице 6 руководства по эксплуатации.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о том, что в обеззараживателе-очистителе воздуха "Тион-А" также отсутствует автоотключение прибора при появлении возможных неисправностей, а вышеуказанная функция является системой оповещения необходимости замены фильтров.
Таким образом, совокупности установленных Заказчиком характеристик требуемого к поставке товара не соответствует официально зарегистрированная на территории РФ продукция производителейобеззараживателей воздухаООО "Аэросервис" (Россия) и ООО "НПФ "Поток Интер" (Россия).
Доказательств наличия товара с установленными в ТЗ характеристиками и прошедших регистрацию в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения Заказчиком не представлено.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что при описании требуемых показателей Заказчик не исходил из фактических данных, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 2 статьи 73 Закона о контрактной системек извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
В проекте контракта "Заказчиком" обозначено государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница Калининградской области N 1".
При этом, в приложении N 3 к проекту контракта "Акт приема-передачи оборудования по контракту" заказчиком является - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Инфекционная больница Калининградской области".
Заказчиком даны пояснения о том, что указание разных заказчиков в тексте проекта контракта и его приложения обусловлено технической ошибкой.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, в нарушение требований части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе указана противоречивая и недостоверная информация, в части указания кем будет произведена приемка поставленного оборудования.
Вместе с тем, Комиссия считает, что допущенная Заказчиком техническая ошибка в приложении N 3 к проекту контракта "Акт приема-передачи оборудования по контракту" не является препятствием для формирования и подачи заявки на участие в Запросе котировок.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуиндивидуального предпринимателя Подоляцкого Николая Сергеевичаобоснованной.
2. Признать заказчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Психиатрическая больница Калининградской области N 1" нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены Комиссии: |
|
А.А. Кошкумбаева
А.Г. Киселева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 24 сентября 2018 г. N КС-290/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2018