Резолютивная часть объявлена 05.10.2018 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 10.10.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
- А.В. Демкина - руководителя Калининградского УФАС России;
Членов Комиссии:
- А.А. Кошкумбаевой - старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
- А.Н. Хлусовой - старшего специалиста первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
-заказчика-Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области:
- О.В.Савраевой - представителя по доверенности;
- заявителя - ООО "Агентство Интертур":
- Ю.С. Черняевой - генерального директора,
рассмотрев жалобу OOО "Агентство Интертур" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N 6648 от 01.10.2018) на действия заказчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по оформлению проездных документов для иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы государственной границы РФ в 3 квартале 2018 года (извещение N 0335100009018000064) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 01.10.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при заключении контракта.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что Заказчиком был направлен проект контракта для подписания, содержащий условие не соответствующее Закону о контрактной системе, а именно пункт 3.1.1 Контракта содержит следующее:
"Ценой единицы услуги в рамках действующего Контракта (без учета фактической стоимости принятых Заказчиком проездных документов) является цена, определенная по результатам электронного аукциона за право заключения настоящего Контракта, и составляет 1699,00 (Одна тысяча шестьсот девяносто девять рублей 00 копеек) (далее - Цена Единицы услуги) и является предельной суммой, которую Исполнитель оплатит Заказчику за каждый проездной документ, оформленный в рамках исполнения настоящего Контракта (Согласно части 10 статьи 70 Закона N44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем)".
Заявитель, не согласившись с указанным положением Контракта, направил Заказчику протокол разногласий, в котором просит изменить указанный пункт Контракта в следующей редакции:
"-1699 руб. - цена за право заключения контракта;
- 0,00 руб. - цена за единицу услуг;
- 2 000 000,00 руб. - начальная (максимальная) цена контракта".
Данный протокол, по мнению Заявителя, был проигнорирован Заказчиком.
Таким образом, Заявитель полагает, что по результатам проведения электронного аукциона на право заключения контракта оплате подлежит исключительно право заключения контракта, внесению на счет заказчика подлежит сумма в размере цены, предложенной победителем аукциона за право заключения контракта. При этом оказание услуг, указанных в извещении, документации о закупке, осуществляется безвозмездно.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Аукцион по закупке N 00335100009018000064 проводился путем снижения начальной (максимальной) цены единицы услуги в порядке, установленном частью 5 статьи 68 Закона о контрактной системе.
По общему правилу победителем электронного аукциона было признано ООО "Агентство Интертур", которое предложило наиболее низкую цену единицы услуги и заявка которого соответствовала требованиям, установленным документацией об аукционе. По результатам электронного аукциона именно с этим участником по предложенной им цене и на условиях, указанных в извещении и документации об аукционе, Заказчиком было принято решение заключить контракт на условиях, указанных в документации и извещении о закупке, о чем было зафиксировано в протоколе подведения итогов электронного аукциона 00335100009018000064 от 17.09.2018.
По смыслу норм Закона о контрактной системе, а также Гражданского кодекса РФ, на положениях которого основывается Закон о контрактной системе, под ценой единицы услуги понимается размер платы, которую лицо, являющееся покупателем (заказчиком) по договору, обязано уплатить контрагенту (продавцу, подрядчику, исполнителю и т.п.) за передаваемые товары, выполнение работ, оказанные услуги и т.п. Иными словами, Заказчик обязан оплатить оказанные услуги по предусмотренной контрактом цене за единицу такой услуги.
По результатам аукциона снижение начальной (максимальной) цены единицы услуги достигло минус одна тысяча шестьсот девяносто девять рублей 00 копеек (-1699,00 рублей).
Частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта, а в рассматриваемом случае, цены единицы услуги.
Так же на основании выводов в ходе изучения разъяснения законодательства и контролирующих органов Заказчиком был сделан вывод, нашедший свое отражение в пункте 3.1.1 проекта контракта, следующего содержания: поскольку предметом торгов была цена единицы услуги, подлежащая снижению, а количество таких услуг изначально определить невозможно, то и цена за право заключения контракта должна быть оплачена исполнителем за каждую оказанную услугу в рамках заключаемого контракта в соответствии с количеством фактически оказанных услуг.
После подведения итогов аукциона соответствующие протоколы были размещены 17.09.2018.
В ответ на направленный 17.09.2018 в адрес Победителя проект контракта от ООО "Агентство Интертур" 25.09.2018 был получен протокол разногласий, обосновывающих позицию Заявителя документов не прилагалось.
Вопреки утверждениям Заявителя протокол разногласий Заказчиком проигнорирован не был. Оперативно был проведен мониторинг и анализ законодательства, разъяснений и комментариев судебных, законодательных и контролирующих органов.
На основании чего Заказчик свою позицию не поменял, а позицию Заявителя посчитал ошибочной, в связи, с чем 26.09.2018 в проект контракта были внесены ссылки, подтверждающие позицию Заказчика, на статью 70 Закона о контрактной системе в редакции от 23.04.2018, поскольку вся проанализированная информация содержала ссылку именно на эту статью.
Проект контракта с внесенными правками был направлен Заявителю 26.09.2018.
02.10.2018 Заказчик вследствие неполучения от ООО "Агентство Интертур" подписанного проекта контракта, документов, подтверждающих перечисление обеспечения по контракту и прочих документов в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе, и в установленный положениями статей 68,69,83.2 Закона о контрактной системе срок, принял решение о признании такого участника уклонившимся от подписания контракта, о чем на ЭТП "РТС-Тендер" 02.10.2018 был сформирован соответствующий протокол и направлено уведомление следующему участнику, чье ценовое предложение по итогам аукциона было признано вторым - ООО "Бутик Путешествий", которому также был направлен для подписания проект контракта.
Проанализировав доводы, изложенные Заявителем в жалобе, Управление службы судебных приставов по Калининградской области считает их не обоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
06.09.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335100009018000064 и документации об Аукционе на оказание услуг по оформлению проездных документов для иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы государственной границы РФ в 3 квартале 2018 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,00 рублей.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 5 статьи 68 Закона о контрактной системе, если в документации об аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги в порядке, установленном 68 статьей Закона о контрактной системе.
В силу части 17 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе, в случае проведения в соответствии с частью 5 настоящей статьи электронного аукциона его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, оборудованию и наиболее низкую цену единицы работы и (или) услуги по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, наиболее низкую цену единицы услуги.
Положения части 23 статьи 68 Закона о контрактной системе предусматривают особенности проведения электронного аукциона в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже. В этом случае аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта. При этом подлежит применению общий порядок проведения электронного аукциона с учетом следующих особенностей:
1) аукцион проводится до достижения цены контракта не более чем 100 млн. рублей;
2) участник аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;
3) размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Частью 11 статьи 69 Закона о контрактной системе закреплено, что в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В пункте 11 главы 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об Аукционе указано, что 2 000 000,00 (два миллиона рублей 00 копеек) - начальная (максимальная) цена контракта, 3 566,00 (три тысячи пятьсот шестьдесят шесть рублей 67 копеек) - начальная (максимальная) цена единицы услуги.
Пункт 3.1.1 главы 4 "Проект контракта" документации об Аукционе содержит следующее: "ценой единицы услуги в рамках действующего Контракта (без учета фактической стоимости принятых Заказчиком проездных документов) является цена единицы услуги, указанная в Таблице 2 (Приложение 1 Контракта), которая составляет:
________________________________ рублей ______ коп., в том числе НДС/без НДС".
На участие в Аукционе подано 4 (четыре) заявки от участников, которые по результатам рассмотрения первых частей заявок допущены к участию в электронном аукционе в соответствии со статьей 67 Закона о контрактной системе (Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.09.2018 N0335100009018000064-0).
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0335100009018000064 от 17.09.2018 начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000, 00 руб., общая (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию, услуг и (или) работ -3 566,67 руб., ценовые предложения подавались участниками в отношении общей (максимальной) цены запасных частей к технике, к оборудованию, услуг и (или) работ, понижение составило 147,64 %. Победителем Аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 103778606 - ООО "Агентство Интертур".
Учитывая, что при проведении электронного аукциона цена контракта была снижена до половины процента начальной (максимальной) его цены Аукцион проводился за право заключить контракт в порядке, установленном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, т.е. на право заключить контракт. При этом последнее ценовое предложение за право заключить контракт составило - 1699,00 рублей.
Из изложенного выше следует, что цена - 1699,00 рублей, предложенная участником с идентификационным номером заявки 103778606, не является ценой единицы услуги, а является ценой за право заключить контракт.
В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в Законе о контрактной системе протоколов подведения итогов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 указанной статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В соответствии с частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, 17.09.2018 Заказчиком в ЕИС опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона N 0335100009018000064.
21.09.2018 Заказчиком был направлен проект контракта победителю на подпись, в котором пункт 3.1.1 содержит следующее:
"Ценой единицы услуги в рамках действующего Контракта (без учета фактической стоимости принятых Заказчиком проездных документов) является цена, определенная по результатам электронного аукциона за право заключения настоящего Контракта, и составляет 1699,00 (Одна тысяча шестьсот девяносто девять рублей 00 копеек) (далее - Цена Единицы услуги) и является предельной суммой, которую Исполнитель оплатит Заказчику за каждый проездной документ, оформленный в рамках исполнения настоящего Контракта (Согласно части 10 статьи 70 Закона N44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем)".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе был направлен Победителю на подпись проект контракта, в измененной редакции пункта 3.1.1 проекта контракта, а так же без указания предложения о цене за право заключения контракта, предусмотренного частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе.
25.09.2018, с соблюдением сроков, регламентированных частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, Обществом опубликован протокол разногласий, на основании которого Общество просит изложить пункт 3.1. Контракта в следующей редакции:
"-1699 руб. - цена за право заключения контракта;
- 0,00 руб. - цена за единицу услуг;
- 2 000 000,00 руб. - начальная (максимальная) цена контракта".
Как следует из пояснений, представленных в ходе заседания Комиссии, Заказчик рассмотрев протокол разногласий, посчитал доводы Общества относительно цены единицы услуги ошибочными, в связи с чем 26.09.2018 в проект контракта были внесены ссылки на статью 70 Закона о контрактной системе в редакции от 24.04.2018- недействующей на момент проведения Аукциона.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе был повторно размещен проект контракта без указания в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры.
02.10.2018 в связи с неполучением подписанного проекта контракта Заказчик, в сроки, предусмотренные частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, на основании части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, принял решение о признании победителя аукциона уклонившимся от подписания контракта (протокол признания участника аукциона уклонившимся от заключения контракта от 02.10.2018).
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Агентство Интертур" обоснованной.
2. Признать заказчика - Управление Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (Российская Федерация, 236022, Калининградская обл., Калининград г, пр-кт Мира, дом 5-7/литер А, ИНН 3906131456, КПП 390601001) нарушившим часть 2, часть 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Управлению Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области (Российская Федерация, 236022, Калининградская обл., Калининград г, пр-кт Мира, дом 5-7/литер А , ИНН 3906131456, КПП 390601001) предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: |
|
А.В. Демкин
|
Члены Комиссии: |
|
А.А. Кошкумбаева
А.Н. Хлусова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 5 октября 2018 г. N КС-298/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018