Резолютивная часть оглашена
04.10.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "МонолитСтройМонтаж" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство метрополитена в городском округе Самара" (I очередь, 5-й пусковой комплекс от станции ''Российская'' до станции ''Алабинская''. Этап строительства 2. Часть 3) (извещение N 0142200001318012223) , начальная (максимальная) цена контракта - 998 386 000 ,00 руб.)
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "МонолитСтройМонтаж" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство метрополитена в городском округе Самара" (I очередь, 5-й пусковой комплекс от станции ''Российская'' до станции ''Алабинская''. Этап строительства 2. Часть 3) (извещение N 0142200001318012223) , начальная (максимальная) цена контракта - 998 386 000 ,00 руб.)
Согласно доводам жалобы ООО "МонолитСтройМонтаж" следует:
- Заказчиком отдельные положения Документации об электронном аукционе не соответствуют Закону о контрактной системе, а также нарушают права потенциальных участников размещения заказа.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, дать оценку правомерности действий Заказчика.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа против довода Заявителя возражали, просили в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Требования к характеристикам по всем перечисленным Заявителем материалам установлены согласно соответствующих ГОСТ, также характеристики, указанные в жалобе, согласно инструкции по заполнению первой части заявки не требуют их конкретизации. Участник не обязан указывать конкретное значение показателей, для этого нет необходимости иметь товар в наличии и производить испытания партии товара.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ" согласно инструкции не должны быть конкретизированы:
"Знак "-" означает, что участнику необходимо указать диапазонное значение, входящее в представленный через знак "-" диапазон значений (включая крайние значения), за исключением размеров: длина, ширина, толщина, высота, диаметр. Значения показателей, характеристик, марок, сопровождающиеся скобками, определяют многообразие вариантов, которые требуют конкретизации, за исключением уточняющих параметров. Если показатели сопровождаются словами "от", "до", "от _ до", "свыше_до" значения таких показателей требуется указать в конкретном виде*, без использования вышеназванных слов (включая крайние значения). Участник должен указать значения показателей материалов, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, при этом: значения показателей, сопровождающихся словами "более", "выше", знаком ">" должны иметь конкретное значение*, которое больше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "менее", "ниже", знаком "<" должны иметь конкретное значение*, которое меньше установленного; значения показателей, сопровождающихся словами "не более", "не выше", знаком ""должны иметь конкретное значение*, которое меньше установленного, включая крайнее значение, значения показателей, сопровождающихся словами "не менее", "не ниже", знаком "" должны иметь конкретное значение*, которое больше установленного, включая крайнее значение.
* За исключением характеристик: сопровождающихся словосочетанием "в диапазоне", условная вязкость (вязкость), влажность, фракция, степень перетира, водопоглощение, расход материалов, температура, стойкость, времени высыхания (схватывания, застывания, твердения), химический состав, объемные и массовые доли компонентов, циклы морозостойкости, твердости, укрывистость, степень перетира, а также значений, сопровождающихся в ГОСТах и паспортах производителей словами "не более", "не выше", знаком "", "менее", "ниже", знаком "<", "от", "до", "от до", "свышедо", "не менее", "не ниже", знаком "", "более", "выше", знаком ">", "не превышает" значения которых должны быть указаны в диапазоне, соответствующем требованиям заказчика, нормативно-технической документации, паспортам производителей.
Также следует отметить, что согласно требованиям, предъявленным к участникам закупки в соответствии с ч.1, 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающему перечню документов, которые должны быть предоставлены участниками в составе заявки в подтверждение соответствия требования ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, Участник должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (кроме объектов использования атомной энергии), Заявитель же не является членом саморегулируемой организации.
Запросов на разъяснение положений инструкции не поступало.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МонолитСтройМонтаж" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 октября 2018 г. N 1290-13920-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2018