Резолютивная часть оглашена
02.10.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Авиланд" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на приобретение мебели (извещение N 0342100004818000030, начальная (максимальная) цена контракта - 7 700 000,00 руб.),
в присутствии представителей
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Авиланд" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на приобретение мебели (извещение N 0342100004818000030, начальная (максимальная) цена контракта - 7 700 000,00 руб.).
Согласно доводам жалобы ООО "Авиланд", описание объекта закупки, размещенное Заказчиком в Техническом задании аукционной документации, не носит объективный характер и содержит все признаки ограничения конкуренции и доступа к участию в закупке.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители Заказчика против доводов Заявителя возражали, просили в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подп. "б" п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон.
Положение указанной статьи обязывает участника закупки при исполнении контракта применить материалы с теми характеристиками, которые были указаны на этапе подачи заявок.
Таким образом, участнику закупки необходимо либо приобрести все требуемые материалы и провести в отношении них испытания для определения таких значений до подачи заявок, либо нести риски того, что при исполнении контракта будут применяться материалы с показателями, отличными от указанных в контракте, что будет являться основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Заказчиком в Техническом задании установлены следующие показатели:
- Заготовки толщиной не менее 20-34 мм из мореного дуба обязательно должны проходить сушку по специальной технологии в конвективной или конвективно-микроволной печи, вакуумно-диэлектрической сушильной установки. Вакуумная сушка мореного дуба должна осуществляться в специальных камерах, под воздействием низкого атмосферного давления из древесины вытягивается лишняя влага. Процесс должен проходить в несколько этапов:
1. Мореный дуб замачивается в антисептирующем растворе примерно на от 2х до Зх часов. Подойдет типа Санеж или аналог.
2. Дуб помещается в сушительную камеру, где держится при температуре не больше и не меньше 25°С и влажности примерно 50°С от 5 до 10 суток. Температура и влажность должны быть постоянными.
4. Сушиться должен при температуре 34-36°С и влажности не выше чем 25% в течение не менее чем 10 дней.
- Вследствие наличия в меламине трех NH2-групп с ним реагирует примерно шесть молекул CH2O; при этом должны образоваться продукты с различной степенью замещения - от моно- до гексаметилолмеламина. Присоединение первых трех молекул СН2О к меламину протекает с большей скоростью, чем последующих трех. Это связано с большими различиями констант равновесия и констант скоростей гидроксиметилирования мламина и его метилольных производных. Так, по мере замещения в меламине около 6 атомов H константы скорости гидроксиметилирования уменьшается более чем в 10 раз, а константы равновесия примерно в 40 раз.
- Так, при молярных соотношениях в поликонденсации (40/55°С, pH 9, 24 ч) СН2О и меламина, равных 1; 3; 5 и 7, степень превращения меламина составляет 40;80;90 и 100%. Им соответствуют следующие составы продуктов реакции (в %): 30 монометилолмеламина и 7 диметилолмеламина; 36 (моно-), 30 (ди-) и 10 (три-); 27 (моно-), 36 (ди- и три-), 9 (тетра-) и 2 (пента-). Гексаметилолмеламин обнаруживается в составе продуктов лишь при соотношении СН2О: мела-мин > 10. При соотношении СН2О: меламин, равном 30, возрастает кол-во тетра-, пента- и гексаметилолмеламинов 12%, а содержание моно-, ди- и триме-тилолмеламинов уменьшается.
Вместе с тем, согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе первая часть заявки должна содержать:
"Участнику необходимо конкретизировать показатели, установленные в разделе "Описания объекта закупки".
Значения, предлагаемые участником закупки, не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать "не более", "не превышает", "меньше", "не менее", "или", "должен", "не меньше", "<", "более", "менее", ">" "до", "ниже", "свыше", "допускается", "от", "не выше", "", "может", "необходимо", "превышать", "выше", "св.", "обязано", "либо", "больше", "превышает", "
", "требуется", "свыше", "не ниже", "не больше", "не превышать" и т. п., то есть должны быть конкретными.
Если требуемые значения разделены знаками "-" (тире) или "-" (дефис), участник закупки должен представить одно конкретное значение в рамках установленного заказчиком диапазона (при этом не допускается указание участником закупки крайнего значения)".
Указанные требования Инструкции не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
На основании вышеизложенного, жалоба признается обоснованной.
Стоит отметить, что в ходе аукциона поступило четыре заявки. При обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком получено три коммерческих предложения. Согласно устным пояснениям представителей Заказчика к участию в аукционе допущены все четыре заявки.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях заказчика признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Установлено, что указанное нарушение не повлияло на результаты закупки, в связи с чем Комиссией Самарского УФАС России принято решение не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений.
Кроме того, Заявитель обратился с жалобой по данной закупке за день до окончания подачи заявок, в связи с чем не предпринял всех исчерпывающих мер для защиты своих прав.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авиланд" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку указанное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 октября 2018 г. N 1263-13902-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2018