Резолютивная часть оглашена
05.10.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Строй Лес" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводных сетей от насосной станции N 3 до ул. Мира, 167, до ул. Шмидта, 8 в г.о.Октябрьск (извещение N 0142300002718000041) , начальная (максимальная) цена контракта - 173 048 500 ,00 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Строй Лес" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводных сетей от насосной станции N 3 до ул. Мира, 167, до ул. Шмидта, 8 в г.о.Октябрьск (извещение N 0142300002718000041) , начальная (максимальная) цена контракта - 173 048 500 ,00 руб).
Согласно доводам жалобы ООО "Стройлес" следует:
1. Заказчиком установлена противоречивая информация в информационной карте и плане-графике.
2. В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.
3. Заказчиком нарушены положения ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств.
4. В аукционной документации отсутствует проект работ.
5. Заказчик не установил единицу измерения требуемых характеристик.
6. Заказчиком установлены требования к товарам, не соответствующие положениям ГОСТ.
7. Требования Заказчика противоречат ГОСТ и нарушают положения Закона о контрактной системе.
8. Инструкция установлена ненадлежащим образом, что препятствует заполнению заявки.
9. Сертификаты соответствия, выдаваемые производителями, не содержат информации о соответствии Бетона ГОСТ на заполнители.
10. В документации о закупке отсутствуют требования к показателям используемых в процессе выполнения работ материалов.
Заявитель считает действия Заказчика неправомерными и необоснованными, нарушающими законные интересы участников закупки, в том числе Заявителя, а также приводящим к ограничению доступа к участию в таком аукционе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, приостановить подписание контракта, аннулировать результаты электронного аукциона, привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности согласно КоАП РФ, провести внеплановую проверку действий закупочной комиссии.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа против доводов Заявителя возражали, просили в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. В разделе "Информационная карта" указано:
"Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 31 44-ФЗ) Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Однако в плане-графике закупки не требуется наличие опыта.
Согласно ч.11 ст.21 Закона о контрактной системе Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Согласно ч.12 ст.21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Данный довод признается обоснованным. Заказчиком нарушены ч.11, ч.12 ст. 21 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В извещении указан размер обеспечения заявки, в пункте "порядок внесения денежных средств" в качестве обеспечения заявок делается ссылка на аукционную документацию.
В информационной карте указано: "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке - обеспечение заявки на участие в электронном аукционе происходит путем блокирования денежных средств, составляющих сумму обеспечения, оператором электронной площадки. Для этого участнику закупки необходимо перечислить на счет оператора электронной площадки необходимую сумму денежных средств.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком или внесением денежных средств на указанный счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются".
Данный довод признается необоснованным.
3. В проекте контракта в п.5.9 указано, что обеспечение исполнения настоящего контракта возвращается Заказчиком Подрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящему контракту и подписания актов приемки выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-2, форма КС-3). В течение десяти банковских дней с момента получения Заказчиком соответствующего письменно требования Подрядчика. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Подрядчиком в этом письменном требовании. Письменное уведомление требуется от подрядчика для уточнения реквизитов, по которым будет перечислена сумма обеспечения контракта подрядчику.
Согласно п.1 ст. 381.1. Гражданского кодекса РФ денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, и обязательство, возникшее по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 1062 настоящего Кодекса, по соглашению сторон могут быть обеспечены внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж). Обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем. При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
Согласно п.2 ст.381.1 Гражданского кодекса РФ в случае ненаступления в предусмотренный договором срок обстоятельств, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, или прекращения обеспеченного обязательства обеспечительный платеж подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Данный довод признается необоснованным.
4. Согласно п.12.2 ст.48 Градостроительного кодекса РФ: В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации.
Документация закупки содержит весь необходимый объём работы, иных разделов проектно-смектной документации Заказчиком не осуществлялось.
Запросов разъяснений в данной части не поступало.
Данный довод признается необоснованным.
5. В аукционную документацию 28.09.2018 были внесены изменения. В соответствии с п.4.2.2 ГОСТ 8736-2014 модуль крупности не имеет единицы измерения. Величина модуля не связана с размером зерна в миллиметрах.
Заявитель не учел изменения в документации при подачи жалобы.
В данной части поступил запрос разъяснений, на который получен ответ.
Данный довод признается необоснованным.
6. Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в сфере закупок Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В сметной документации указано: смеси асфальтобетонные горячие, тип А,Б,В. Заявитель указывает Гx; Дx.
ООО "Строй лес" не учёл изменения в аукционной документации при подачи жалобы.
Довод признается необоснованным.
7. В позиции 53 "Щебень" были внесены изменения 28.09.2018, которые Заявитель не учел при подачи жалобы.
Данный довод признается необоснованным.
8. В позиции 54 "Бордюрный камень" заказчик требует:
1. |
Бордюрный камень |
Тип |
БР; БУ; БЛ; БВ |
Длина |
1-м; 3-м; 6-м |
||
Марка |
БР 100.30.15; БР 300.30.15; БР 60.30.15-А-IV; БР 100.30.18; БР 300.30.18; БР 600.30.18-А-IV; БР 300.45.18; БР 600.45.18-А-IV (А-V); БУ300.30.29; БУ300.30.32 |
||
Класс бетона по прочности на сжатие |
В22,5; В30 |
||
Марка по морозостойкости |
F100; F150; F200; F300 |
||
Соответствие стандарту |
Заказчик предлагает участнику закупки типы БР;БУ;БЛ;БВ, однако среди марок, требуемых Заказчиком в смете, отсутствуют типы камней БЛ и БВ.
Также требуется указать класс бетона по прочности на сжатие В22,5, однако в ГОСТ 6665-91, соответствие которому требует Заказчик, установлено:БР100.30.15, БР300.30.15, БР600.30.15-А-IV класс бетона по прочности на сжатие - В30.
Класс бетона по прочности на сжатие В22,5 подходит только для камней БР100.20.8, которое не является предметом закупки.
Заказчик перечисляет требуемые характеристики через знак ";", однако в инструкции по заполнению заявки не описан данный знак.
Данный довод следует признать обоснованным. Заказчиком допущено нарушение п.1. ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а также содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
9. Ссылка на нормативно-техническую документацию при описании характеристик материалов, в том числе на ГОСТ, не является нарушением требований Закона о контрактной системе. Соответствие щебня ГОСТ необходимо для получения бетона с необходимыми характеристиками прочности.
Данный довод признается необоснованным.
10. В позиции 1 "Труба полиэтиленовая" Заказчик требует наружный диаметр не более 400 мм, соответствие стандарту ГОСТ 18599-2001.
В ГОСТ установлены следующие наружные диаметры: "номанальный наружный диаметр", "наружный диаметр в любом месте", "средний наружный диаметр", "минимальный средний наружный диаметр", "максимальный средний наружный диаметр". Заявитель указывает на то, что непонятно, какой именно диаметр требует Заказчик.
В позициях 1-6 Приложения N5 к техническому заданию указан "номинальный размер DN/OD. Номинальный наружный диаметр соответствует номинальному размеру DN/OD.
Согласно ГОСТ 18599-2001: Номинальный размер DN/OD:числовое обозначение размера элементов трубопровода, кроме резьбовых соединений, которое является округленным числом приблизительно равным производственному размеру в миллиметрах, относящийся к наружному диаметру.
Номинальный наружный диаметр dn мм: установленный наружный диаметр, относящийся к номинальному размеру DN/OD.
Стоит отметить, что запросов разъяснений в данной части не поступало. Данный довод признается необоснованным.
Признать в действиях Заказчика нарушения ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.11, ч.12 ст.21, а также п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
4. Предписание не выдается, так как нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 октября 2018 г. N 1293-13381-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2018