Резолютивная часть оглашена
08.10.2018 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству хоккейной площадки по адресу: г.о. Самара, ул. Вольская в районе дома N 77. МАФ. (извещение N 0142300048518001924) , начальная (максимальная) цена контракта - 2 485 235 ,18 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ОПТ-СНАБ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству хоккейной площадки по адресу: г.о. Самара, ул. Вольская в районе дома N 77. МАФ. (извещение N 0142300048518001924) , начальная (максимальная) цена контракта - 2 485 235 ,18 руб.),
Согласно доводам жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" следует:
1. Инструкция содержит множество исключений и противоречий, обладает признаком несоответствия внутренних положений.
2. Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к химическому составу и показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
3. Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, нарушая требования Закона о контрактной системе.
Заявитель считает действия Заказчика неправомерными и необоснованными, нарушающими законные интересы участников закупки, в том числе Заявителя, а также приводящим к ограничению доступа к участию в таком аукционе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, внести изменения в документацию, перенести сроки окончания заявок, привести аукционную документацию в соответствии с действующим законодательством, привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности по ст. 7.30 КоАп.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа против довода Заявителя возражали, просили в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. В соответствии с ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в сфере закупок Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
ООО "ОПТ-СНАБ" считает, что инструкция содержит множество исключений и противоречий, при детальном изучении технической документации становится очевидным, что данная инструкция обладает признаком несоответствия внутренних положений. Возможность двоякого понимания технической документации, некорректность формулировок и наличие множества оговорок создает условия для ограничения конкуренции, возможность отклонения заявок участников открытого аукциона.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель не привёл конкретных положений инструкции, которые по его мнению не соответствуют, либо противоречат друг другу. Запросов разъяснений не поступало. Данный довод признается необоснованным.
2. Заказчик в требованиях к материалам указывает:
9 |
Земля растительная механизированной заготовки |
Грунт - дисперсный; Подкласс грунта - связной; Вид грунта - минеральный или органо-минеральный или органический или вид техногенно измененного природного связного грунта или вид антропогенного грунта; Пористость грунта, не более 100%; Влажность на границе раскатывания, не более 100%; Плотность грунта, г/см3 не менее 0,01; Коэффициент водонасыщения, д.е. не менее 0,01; Влажность грунта на границе текучести, % не более 100; Показатель текучести, д.е не менее 0,01; Коэффициент пористости, д.е не менее 0,01. |
В инструкции по заполнению первых частей заявок указано: "В случае если в аукционной документации указывались технические параметры, предусматривающие диапазон значений (не менее, не более, не хуже, или и т.д.), в заявке участник должен указать точное значение соответствующего параметра предлагаемого товара. Использование в заявке участника неточных технических диапазонов, значений, показателей, параметров, с применением формулировок: "не менее", "не более", "не хуже", "не уже", "или", "не ниже", "максимальное", "минимальное", "допустимое" и производные, и т.д. - не допускается.
Если значение показателя сопровождается словами, "не выше", "не шире", "не более", необходимо указать равное либо менее установленного значение показателя"
Если диапазонное (интервальное) значение показателя сопровождается словами, "не выше", "не шире", "не более", необходимо указать равное либо менее установленного диапазонное (интервальное) значение показателя".
Инструкция содержит противоречивые сведения, возможность двоякого понимания создает условия для ограничения конкуренции.
Данный довод признается обоснованным, Заказчиком допущено нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, а также содержатся признака состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3.1. Заказчиком установлено:
13 |
Горячекатаная арматурная сталь класса А-I, А-II, А-III |
Горячекатаная арматурная сталь гладкого или периодического профиля класса А-I, А-II илиА-III, диаметром от 10 мм до 14 мм, площадь поперечного сечения стержня до 1,540 см |
В инструкции указано: "значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ",", не конкретизируются; значения показателей, сопровождающихся знаками ";", "," (в сочетании с союзом "и"), являются неоднородными, определяющими различные свойства, качества и т.п., при этом необходимо предложить такой материал, который сочетает в себе или имеет все перечисленные подобным образом характеристики и/или показатели".
Значения показателей, сопровождающихся союзом "или", "либо", знаками "/", ";", являются однородными, определяющими многообразие вариантов, при этом, необходимо указать одну характеристику или один показатель из приведенных подобным образом; значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ",", не конкретизируются".
Заказчик устанавливает в наименовании товара стали классов А-I,A-II и A-III, которые не конкретизируются, а в наименовании показателей товара и их значения A-I, A-II или A-III- необходимо указать одну характеристику или один показатель из приведенных подобным образом.
3.2. В документации закупки установлено:
20 |
Кабель силовой |
Кабель силовой медный с материал изоляцией токопроводящих жил из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности, броней из стальных оцинкованных лент или круглых проволок, защитный шланг или наружная оболочка из полиэтилена, полимерных композиций, не содержащих галогенов или из поливинилхлоридного пластиката пониженной горючести. Количество жил - не менее *3. Наличие нулевой жилы и жилы заземления. Номинальное сечение не более 6 мм. Не распространяющие горение при групповой прокладке по категории А. Номинальное переменное напряжение: между каждой из основных токопроводящих жил и землей, экраном или броней кабеля - не менее 0,66 кВт,а между основными токопроводящими жилами кабеля не более 0,6 кВт. Номинальная толщина изоляции не менее 0,7 мм. Минимальное значение толщины изоляции - менее 1,0 мм. Кабель должен выдерживать в течение 10 мин воздействие постоянного напряжения не менее 7,2 киловольт. Кабель должен быть стойким к воздействию пониженной температуры окружающей среды не выше чем до минус 50 °C. Срок службы: 25-40 лет. |
Согласно п. 4.4 ГОСТ 31996-2012 номинальное напряжение кабелей устанавливают из ряда: 0,38/0,66; 0,6/1; 1,8/3 кВ, где 0,6 напряжение между каждой из основных токопроводящих жил и землей, броней кабеля, а 1-напряжение между основанными токопроводящими жилами кабеля.
Также, Заказчиком указывается единица измерения не кВТ, а кВ.
Таким образом, в документации установлена противоречащая ГОСТ 31996-2012 информация.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Данные доводы признаются обоснованными, Заказчиком допущено нарушение положения п.1, п.2. ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а также содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОПТ-СНАБ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.2, ч.1 ст.64, а также п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
4. Предписание не выдается, так как нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 октября 2018 г. N 1302-12331-18/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2018