Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуООО "АРКАДА" (далее - Заявитель) на действия ФКУ УПРДОР "Прикамье" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения: установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) в Удмуртской Республике (извещение N0315100000318000181)(далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000318000181 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения: установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения)в Удмуртской Республике.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения: установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) в Удмуртской Республике.
В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках обозначено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно п/п. "б" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичное требование установлено Заказчиком в п.1 раздела 8 аукционной документации.
В пп.6 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации указано, что показатели, характеризующие товар, используемый при оказании услуг, должны соответствовать показателям, установленным в Техническом задании, "Требования к материалам, используемым при выполнении работ", (Глава V "Техническое задание") (далее -ТЗ).
1. Так, в п.1 ТЗ"Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" установлены показатели к системе видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений ПДД), в частности, пределы допускаемой абсолютной погрешности при измерении скорости, км/ч
на контролируемом участке дороги:
- в диапазоне от 1 до 100 км/ч включительно, не более - _ 1;
- в диапазоне св. 100 до 300 км/ч не более - _ 2.
В свою очередь, в п.5.4 ГОСТ 57144-2016"Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" указано, что предел допустимой абсолютной погрешности измерений скорости движения транспортных средств не должен превышать:
- _2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, _2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга транспортных средств;
- _3 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, _3% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматической фотовидеофиксации без алгоритма трекинга транспортных средств.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика указывать значения показателей используемых товаров исходя из потребности последнего, отмечает, что при использовании не стандартных показателей необходимо обосновать потребность использования таких показателей.
В свою очередь, Комиссия установила, что аукционная документация не содержит обоснования использования значений пределов допускаемой абсолютной погрешности измерений скорости движения ТС ниже, чем установлено в ГОСТ 57144-2016. Доказательств обратного не представлено.
На основании указанного выше, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
2. В ТЗ "Технические характеристики КФВФ" установлены следующие рабочие условия применения оборудования предназначенного для эксплуатации на открытом воздухе:
- относительная влажность воздуха - 95% при t = +35°С;
- атмосферное давление от 60 до 106,7 кПа.
Заявитель полагает, что требования к диапазону значений атмосферного давления, нарушают требования Закона о закупках, поскольку носят избыточный характер.
Согласно п. 6.2.1 ГОСТ 57144-2016 значения влияющих величин, характеризующих климатические и механические воздействия в рабочих условиях применения и предельных условиях транспортирования технических средств автоматической фотовидеофиксации, должны соответствовать требованиям ГОСТ 22261 и устанавливаться в ТЗ, ТУ и/или СТО на конкретные технические средства автоматической фотовидеофиксации.
В свою очередь, в п.4.4 в Таблице 2 - Рабочие условия применения (климатические воздействия)ГОСТ 22261"Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия" установлено следующее:
|
|
|
|
|
|
|
|
Влияющая величина |
Значение влияющей величины для средств измерений групп |
||||||
|
1* |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7** |
Температура окружающего воздуха, °С: |
|
|
|
|
|
|
|
нижнее значение |
10 |
10 |
5 |
-10 |
-30 |
-50 |
-30 |
верхнее значение |
25 |
35 |
40 |
40;55 *** |
50 |
60 |
70 |
Относительная влажность воздуха, % |
80 при 20 °С |
80 при 25 °С |
90 при 25 °С |
90* |
90* |
95 при 35 °С |
90 при 30 °С |
Атмосферное давление, кПа (мм рт.ст.) |
84-106,7 (630-800) [70-106,7 (537-800)]*** |
60-106,7 (460-800) |
|||||
|
Таким образом, для относительной влажность воздуха 95% при t = +35°С соответствуетатмосферное давление от 60 до 106,7 кПа.
В свою очередь, представитель Заказчика пояснил, что данное требование товара отвечает интересам Заказчика. Иного не доказано.
Следовательно, в данной части в действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
3. В ТЗ "Технические характеристики КФВФ" установлены следующие рабочие условия применения оборудования предназначенного для эксплуатации на открытом воздухе:
- диапазон предельных рабочих значений температуры - от -50°С до +60°С.
В п.1 ТЗ "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" установлены показатели к системе видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений ПДД), в частности, климатическое исполнение согласно ГОСТ 15150-69: УХЛ1.
Заявитель полагает, что установленные требования к предельным рабочимзначениям температурдля вида исполнения изделия УХЛ категории 1 не соответствуют требованиям ГОСТ и нарушают требования Закона о закупках, поскольку носят избыточный характер.
Комиссия отмечает, что в Таблице 3 ГОСТ 15150-69 "Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды" установлено следующее:
Таблица 3
|
|
|
|
|
|
Исполнение изделий |
Категория изделий |
Значение температуры воздуха при эксплуатации, °С |
|||
|
|
Рабочее |
Предельное рабочее |
||
|
|
верхнее |
нижнее |
верхнее |
нижнее |
УХЛ |
1; 1.1; 2; 2.1; 3 |
+40 |
-60 |
+45 |
-70 |
|
3.1 |
+40 |
-10* |
+45 |
-10* |
|
4 |
+35 |
+1 |
+40 |
+1 |
|
4.1 |
+25 |
+10 |
+40 |
+1 |
|
4.2 |
+35 |
+10 |
+40 |
+1 |
|
5; 5.1 |
+35 |
-10 |
+35 |
-10 |
При этом, согласно примечанию к данной таблице для поверхностей, подвергаемых нагреву солнцем, верхнее, среднее и предельное рабочие значения температуры должны приниматься выше, чем указано в табл.3 для изделий категории 1, на следующие величины:
- для поверхностей, имеющих белый или серебристо-белый цвет, - на 15 °С;- для поверхностей, имеющих иной, кроме белого или серебристо-белого, цвет - на 30 °С.
Таким образом, установленный диапазон предельных рабочих значений температуры воздуха при эксплуатации от -50°С до +60°С для вида исполнения изделия УХЛ категории 1, не противоречит требованиям ГОСТ.
Следовательно, в данной части в действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
4. В п.1 ТЗ "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" установлены показатели к системе видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений ПДД), в частности, в целях повышения эффективности работы по предупреждению нарушений установленного скоростного режима должна обеспечиваться невозможность обнаружения системы радар-детекторами по электромагнитному излучению.
Должна обеспечиваться возможность измерения скорости как в зоне контроля одного видеодатчика, так и на протяженном участке дороги между видеодатчиками, при использовании 2-х и более видеодатчиков.
Должна обеспечиваться возможность переноса системы на другой рубеж-контроля с сохранением действующей поверки.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлено вышеуказанное требование, поскольку без использования доплеровского радара как в зоне контроля, так и на контролируемом участке дороги, при переносе системы видеоконтроля на другой рубеж-контроля изменяются параметры контролируемого участка дороги и параметры размещения системы видеоконтроля.
Представитель Заказчика пояснил, что описание в документации требований к товарам отвечает интересам Заказчика.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 02.07.2015 г. N1815 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверку и содержанию свидетельства о поверке" перенос системы видеоконтроля на другой рубеж контроля не влечет за собой необходимость проведения повторной поверки.
Представитель Заказчика также пояснил, что требование об исключении возможности обнаружения системы видеоконтроля радар-детекторами по волновому излучению связано с основной целью внедрения системы видеоконтроля - снижение аварийности на автомобильных дорогах.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках в данной части не имеется. Доказательств обратного не представлено.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, Заявителем в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
Так, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, с учетом п. 3.35 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРКАДА" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения: установка систем видеоконтроля (камер фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения) в Удмуртской Республике (изв. N 0315100000318000181)обоснованной в части первого довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 сентября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018