Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Ворожбита А.С. (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "УКС Пермского края" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство учебно-производственных мастерских по ветеринарии и механизации сельского хозяйства ГБПОУ Коми-Пермяцкий агротехнический техникум" (изв. N 0156200009918000414) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009918000414, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство учебно-производственных мастерских по ветеринарии и механизации сельского хозяйства ГБПОУ Коми-Пермяцкий агротехнический техникум".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.09.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 5 193 407,25 руб.;
4) дата окончания подачи заявок 08.10.2018 г.
Согласно ч.2 ст.51 Закона о закупках участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации.
В соответствии с п.1.1 Раздела 7 информационной карты конкурсной документации заявка на участие в конкурсе (лоте) должна быть подготовлена в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, по формам, установленным в Главе III "Образцы форм, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе" и Приложении 5 к настоящей документации.
В п.1.5 Раздела 7 информационной карты конкурсной документации указаны следующие требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению:
1. Заявка на участие в конкурсе (лоте), подготовленная участником закупки, должна быть заполнена на русском языке. Отдельные документы (или их части), предоставленные участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе (лоте), могут быть подготовлены на другом языке при условии, что к ним будет прилагаться точный перевод необходимых разделов на русский язык (оригинал или нотариально заверенная копия). Удостоверение верности перевода с иностранного языка на русский язык осуществляется в соответствии со ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 года N 4462-1.
В случае противоречия оригинала и перевода преимущество будет иметь перевод.
Все указанные документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объёме.
2. Формы документов, предусмотренные в настоящей конкурсной документации, должны быть заполнены по всем пунктам, в соответствии с требованиями конкурсной документации и инструкциями по их заполнению.
3. Все документы в составе заявки, которые должны быть предоставлены в оригинале или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии, в том числе выписка из единого государственного реестра юридических лиц, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, банковская гарантия, доверенности и т.д., представляются оформленными надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и требованиями настоящей документации.
Заявитель полагает, что в случае если участник закупки не представит сведения о своей квалификации и не заполнит формы по всем пунктам, Конкурсная комиссия признает заявку такого участника не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Вместе с тем, данный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
В частности, в пп.5 п.1.2 Раздела 7 информационной карты конкурсной документации указано, что заявка на участие в конкурсе должна содержать документы*, подтверждающие квалификацию участника конкурса:
- копии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации
- копия штатного расписания участника конкурса, оформленного в соответствии с действующим законодательством
- копии контрактов и (или) договоров на выполнение работ, являющихся предметом предоставленных положительных заключений экспертизы, заключенных между заказчиком и участником закупки
- копии актов приемки выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в контракте и (или) договоре
- копия диплома о высшем профессиональном образовании специалиста с квалификацией "архитектор" и/или "инженер" и/или "инженер-строитель" и/или "специалист" и/или "магистр" и/или "бакалавр" по любому из направлений подготовки и/или специальностей: - "Архитектура и строительство"; и/или - "Промышленное и гражданское строительство"; и/или - "Проектирование зданий"; и/или - "Градостроительство" и/или - "Архитектура"
- копии трудовых книжек или приказов (распоряжений) о приеме на работу с копиями трудовых договоров, подтверждающих трудовые отношения специалистов с участником конкурса с отметкой** работодателя о работе специалистов в организации участника конкурса в настоящее время на дату подписания заявки (**отметка работодателя о работе специалистов ставится после последней записи в трудовой книжке или на первой странице документов: приказов (распоряжений) о приеме на работу с копиями трудовых договоров)
- копии дипломов о высшем профессиональном образовании специалистов с квалификацией "инженер" и/или "инженер-строитель" и/или "специалист" и/или "магистр" и/или "бакалавр" по специальности: "Теплогазоснабжение и вентиляция" и/или "Водоснабжение и канализация" и/или "Водоснабжение, канализация, рациональное использование и охрана водных ресурсов" и/или "Водоснабжение и водоотведение" и/или "Электроснабжение промышленных предприятий, городов и сельского хозяйства" и/или "Электроснабжение (по отраслям)" и/или "Электроснабжение"
- в целях расчета стажа работы специалистов в штате организации участника конкурса участник декларирует (в произвольной письменной форме) периоды, включенные в стаж (далее - декларация)
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), которая получена не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса
- - копии квалификационных (профессиональных) аттестатов (сертификатов) в области проектных работ
*Все указанные документы должны быть представлены участником конкурса в составе заявки в полном объёме.
В свою очередь, в п.1.2 Раздела 7 информационной карты конкурсной документации также указано, что отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе (лоте) информации и документов, предусмотренных подпунктами 5, 7, 8 настоящего пункта, не является основанием для отклонения заявки.
На основании указанного выше, с учетом того, что отсутствие в составе заявки документов, подтверждающих квалификацию не является основанием для отклонения заявки, Комиссия пришла к выводу, что в данной части в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений положений Закона о закупках не имеется. Доказательств обратного не представлено.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении 1 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" настоящей конкурсной документации
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников конкурса" (значимость критерия - 40%).
Так, по критерию "Квалификация участников конкурса" установлен, в том числе подкритерий 2.1 "Наличие у Участника конкурса положительного опыта прохождения государственной экспертизы по работам сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса", в котором указано следующее:
Предмет оценки - количество положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, по работам, сопоставимым* по характеру и объему предмету настоящего конкурса (далее - положительные заключения экспертизы) в совокупности с контрактами (договорами) на выполнение данных работ (далее - контракт)
* Под сопоставимыми по характеру и объему работами для оценки по данному показателю понимаются:
Разработка проектной документации** для выполнения работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту объектов капитального строительства, полученные участником конкурса в период с 01.01.2015 г по дату подачи заявки на участие в конкурсе, с ценой по каждому контракту не менее 1 038 681,45 руб.).
** данные работы должны быть поименованы в названии положительных заключений экспертиз и в контракте.
Кроме того, согласно п.2.3 Технического задания проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства проводится КГАУ "Управление госэкспертизы Пермского края" по утвержденному Приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края от 07.02.2018 N СЭД-35-01-12-429 государственному заданию на основании заявления Заказчика.
Заявитель полагает, что предоставление положительного заключения экспертизы проектной документации для выполнения работ по капитальному ремонту, и невозможность предоставления положительных заключений государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства в качестве подтверждения квалификации, противоречит требованиям Закона о закупках, а также Правилам.
Представитель Заказчика пояснил, что необходимость установления спорного критерия обусловлена спецификой заключаемого по результатам закупки контракта. Более того, такой критерий не является единственным и (или) наиболее значимым при оценке заявок, окончательных предложений участников закупки.
Комиссия отмечает, Закон о закупках, равно как и Правила, не содержат перечень, подтверждающих квалификацию участника закупки документов.
Кроме того, отсутствие у участника конкурса комплекта подтверждающих документов по спорному критерию не является основанием для отклонения такой заявки.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о закупках).
Комиссия отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
На основании указанного выше, Комиссия находит вышеуказанные положения конкурсной документации непротиворечивыми и отвечающими требованиям Закона о закупках.
Таким образом, с учетом установленных Заказчиком положений в отношении спорного критерия, а также с учетом вышеуказанных норм законодательства, Комиссия пришла к выводу, что в данной части в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений положений Закона о закупках не имеется.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Ворожбита А.С. на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта: "Строительство учебно-производственных мастерских по ветеринарии и механизации сельского хозяйства ГБПОУ Коми-Пермяцкий агротехнический техникум" (изв. N 0156200009918000414) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 октября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2018