Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "ТЭЛПРО" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ЦБДД Пермского края" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку и установку оборудования фотовидеофиксации (изв. N 0156200009918000410)(далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009918000410 Уполномоченным органомпроводился электронный аукцион напоставку и установку оборудования фотовидеофиксации.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.09.2018 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 672 285 998,48 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.09.2018 г.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пп.6 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации указано, что при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в Техническом задании (Спецификации) (Приложение 2 к документации) (далее - ТЗ, Техническое задание) показателей с учетом положений, указанных в Приложении 4 к документации "Инструкция по заполнению заявки".
В п.2.1 ТЗ указано, что оборудование ФВФ НПДД должно иметь технические условия, согласованные с федеральным казенным учреждением "Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФКУ "НЦ БДД МВД России").
Заявитель указывает на то, что данные требования нарушают нормы Закона о закупках.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, исследовав представленные доказательства, Комиссия пришла к выводу о том, что требования Заявителя в данной части подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.8 Закона о закупках, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 названной статьи).
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о закупках, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.33 Закона о закупках).
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, работам, услугам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Как указано выше, описание объекта закупки, в том числе, спорные положения содержатся в ТЗ.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа пояснил, что согласование с НЦ БДД МВД РФ необходимо для утверждения типов нарушения ПДД фиксируемых комплексом ФВФ. Кроме того, согласование своих ТУ имеют несколько и оно гарантирует отсутствие разногласий по возможности обработки материалов о нарушении ПДД в ЦАФАП Пермского края.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что согласно ч.15 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизация) (технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель).
В соответствии со ст.4 Закона о стандартизации стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;
3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
При этом, в соответствии с Законом о стандартизации, технические условия не входят в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
Комиссия отмечает, что порядок согласования технических условий с ФКУ "НЦ БДД МВД России" законодательно не регламентирован, и, следовательно, само получение согласия носит произвольный характер, зависящий от действия (бездействия) лица, не являющегося стороной контракта.
На основании указанного выше, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, которые при описании объекта закупки установили требование о согласовании технических условий, имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В пунктах 1, 2 Приложения N 2 Технического задания указано, что пределы допускаемой погрешности измерения скорости движения ТС в диапазоне от 5 до 100 км/ч в диапазоне 2 км/ч, пределы допускаемой погрешности измерения скорости движения ТС в диапазоне свыше 100 до 250 км/ч в диапазоне
5 км/ч.
Согласно п.5.4 ГОСТ 57144-2016 предел допустимой абсолютной погрешности измерений скорости движения транспортных средств не должен превышать:
- _2 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, _2% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматическойфотовидеофиксации с алгоритмом трекинга транспортных средств;
- _3 км/ч в диапазоне скоростей движения до 100 км/ч, _3% в диапазоне скоростей движения свыше 100 км/ч - для технических средств автоматическойфотовидеофиксации без алгоритма трекинга транспортных средств.
Комиссия отмечает, что ГОСТ 57144-2016 содержит иные значения допускаемой абсолютной погрешности, которые также измеряются в различных единицах измерений (км/ч, %), в зависимости от скорости движения и наличия/отсутствия алгоритма трекинга транспортных средств.
Таким образом, в пунктах 1, 2 Приложения N 2 Технического задания содержатся нестандартные показатели и их значения, при этом, аукционная документация не содержит обоснования использования нестандартных показателей и значений.
На основании указанного выше, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЭЛПРО"на действияЗаказчика, Уполномоченного органапри проведении электронного аукциона на поставку и установку оборудования фотовидеофиксации (изв. N 0156200009918000410)обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "Лаборатория цифрового зрения" (вх. N 013021 от 24.09.2018 г.).
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 октября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2018