Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуОАО "Саратовский научно-производственный центр "РОСДОРТЕХ"(далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению централизованных закупок товаров, работ, услуг N1 (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на приобретение специализированного автомобиля (дорожная лаборатория) (изв. N0356300007418000052),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300007418000052 МКУ "Пермблагоустройство" (далее - Заказчик)проводился электронный аукционна приобретение специализированного автомобиля (дорожная лаборатория).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.09.2018 г., ОАО "Саратовский научно-производственный центр "РОСДОРТЕХ" (заявка N14) отказано в допуске к участию в электронном аукционе,ввиду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе в электронной форме (п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно п/п. "б" п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичное требование установлено Заказчиком в п.2 раздела 5информационной карты аукционной документации.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках, Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно п.5.1 раздела 2 аукционной документации показатели товара установлены в Приложении N1.1 аукционной документации.
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следует указать, конкретные показатели поставляемого товара, указание на которые содержится в` Приложении`Р1.1` "Техническое` задание"(далее - ТЗ).
Так вп.5.2 ТЗ Заказчиком установлены требования к системе определения поперечного профиля (колеи), в частности:
- количество измерителей поперечного профиля - не менее 3;
- высота установки измерителей от поверхности земли, м - не менее 1,4;
- количество точек по координате X 2047 - соответствует.
В силу ч. 3 ст. 65 Закона о закупках любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (ч. 4 ст. 65 Закона о закупках).
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч. 5 ст. 65 Закона о закупках).
Согласно ч. 6 ст. 65 Закона о закупках Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 31.08.2018 г. Заказчик разместил ответ на поступивший запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе (от 30.08.2018), согласно п.2 которого:
"Допускается применение лазерных измерителей в количестве не менее одной штуки и высотой установки не менее 1,1-м, при обеспечении суммарного количество точек по координате Х не менее 6041 и соблюдения всех остальных требований 5.2 технического задания".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что внесение изменений в аукционную документацию, в отношении вышеуказанных показателей, Заказчиком не осуществлялось.
В свою очередь, в заявке Заявителя в спорной части указано следующее:
- количество измерителей поперечного профиля - 1 (согласно разъяснения);
- высота установки измерителей от поверхности земли, м - 1,1(согласно разъяснения);
- количество точек по координате X 2047 - суммарное количество точек по координате Х не менее 6041 (согласно разъяснения).
Таким образом, Заявителем в заявке представлены сведения несоответствующие требованиям аукционной документации.
Исходя из изложенного, принимая во внимание то, каким образом Заказчиком установлены требования к товару, с учетом того, что изменения в аукционную документацию не вносились, в действиях Аукционной комиссии, проверяющей заявки строго на соответствие требованиям аукционной документации, нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Как было указано выше, Заказчик в своем ответе на запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе указал возможно допустимые технические характеристики товара, противоречащие требованиям, установленным в п.5.2 ТЗ.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях указал, что характеристики товара, перечисленные в ответе на запрос разъяснений, применимы к дорожной лаборатории в целом, а Заказчику необходим товар с характеристиками, установленными в Приложении N1.1 аукционной документации, в связи с чем, изменения в Приложение N1.1 аукционной документации осуществлены не были.
Комиссия отмечает, что из указанного ответа на запрос разъяснений, из требований ТЗ однозначно не следует, какие характеристики товара необходимо указывать участнику закупки в составе первой части заявки.
Согласно дополнительно представленным пояснениям Заказчика, показатели, указанные в первой части заявки участниказакупки в соответствии с разъяснениями, соответствуют потребности Заказчика.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что разъяснения изменили суть аукционной документации, что привело к отказу в допуске участнику закупки, и как следствие, в действиях Заказчика имеется нарушение ч.5 ст.65 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Саратовский научно-производственный центр "РОСДОРТЕХ"на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение специализированного автомобиля (дорожная лаборатория) (изв. N0356300007418000052)необоснованной.
2. Признать в действиях МКУ "Пермблагоустройство" нарушение ч.5 ст.65 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
3. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 октября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018