Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ДВК Групп" (далее - Заявитель) на действия ГБПОУ "Уральский химико-технологический колледж" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту актового зала в учебном корпусе (извещение N0356100016018000006),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100016018000006 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по текущему ремонту актового зала в учебном корпусе.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
1. В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о закупках, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч. 5 ст. 34 Закона о закупках, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о закупках пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о закупках, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" вступило в силу 09.09.2017 г.
Извещение о проведении рассматриваемой закупки размещено в ЕИС 26.09.2018 г.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что условия об ответственности сторон установлены Заказчиком в соответствии с утратившим на момент размещения аукционной документации Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Как следствие, Заказчиком нарушено положение ч.4 ст. 34 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с условиями проекта контракта:
5.2. При нарушении срока оплаты Заказчиком выполненных работ Подрядчик вправе требовать от Заказчика оплаты пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России на день уплаты пени, от неуплаченной в срок суммы.
5.3. При нарушении срока выполнения и сдачи результатов работ Подрядчик оплачивает пени в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России на день уплаты пени, от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком: Пени = (Цена контракта - стоимость выполненных обязательств) х ставка.
Таким образом, установив оплату пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства и в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в недействующей редакции (в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России на день уплаты пени, а не ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации) Заказчик нарушил положения ч.5,7 ст. 34 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна соответствовать информации, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч.4 ст. 64 Закона о закупках, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
п.1 ч.1 ст. 34 Закона о закупках установлено, что Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона и п.3 раздела 5 Информационной карты аукционной документации срок выполнения работы - с момента заключения контракта - 30.09.2018 г.
В свою очередь, в п.1.6 проекта контракта указано, что срок выполнения работ начиная с момента подписания и в течении 1 (одного) месяца.
Представитель Заказчика пояснил, что при формировании аукционной документации была допущена техническая ошибка.
При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушено требование ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о закупках, имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о закупках в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации - 02 октября 2018 г. (п. 2 раздела 7 информационной карты аукционной документации).
Дата и время окончания подачи заявок - 04.10.2018 08:00.
Из п. 23 приложения к Письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 г. N Д28и-1889 следует, что для расчета даты окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе следует отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе три дня. Четвертый день, таким образом, будет датой окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что приведенные в аукционной документации положения коррелируют с нормами Закона о закупках, и как следствие, нарушений Закона о закупках Комиссия в данной части в действиях Заказчика не усматривает.
В ходе рассмотрения жалобы также установлено следующее.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о закупках к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Комиссия отмечает, что проект контракта не содержит вышеуказанного требования.
Таки образом, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о закупках, имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДВК Групп" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту актового зала в учебном корпусе (извещение N0356100016018000006) обоснованной в части первого и второго доводов.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения ч. 4 ст.34, ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения ч.5,7 ст.34, п.2 ч.13 ст.34 Закона о закупках.
4. В целях устранения нарушений требований Закона о закупках, выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 октября 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2018