Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "КрасМедСервис" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N ЭА 9325/18 "Поставка томографа компьютерного с принадлежностями для нужд КГБУЗ КККЦОМД" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 02.10.2018 поступила жалоба ООО "КрасМедСервис" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000118006583.
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представители подателя жалобы Алексеева О.П. (доверенность б/н от 01.03.2018, удостоверение личности), Иванова Н.Г. (доверенность N280 от 08.10.2018, удостоверение личности);
- представитель заказчика Прокудин А.А. (доверенность N58 от 04.10.2018, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа Кожемякина Н.А. (доверенность N14 от 15.01.2018, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом было допущено нарушение требований Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции, поскольку описание объекта закупки по совокупности требуемых характеристик соответствует компьютерному томографу определенной модели определенного производителя - Ingenuity СТ с принадлежностями (Philips Medical Systems (Cleveland), Inc.).
Также в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представители подателя жалобы устно отметили, что, по их мнению, заказчиком, уполномоченным органом были нарушены положения статьи 14 Закона о контрактной системе по причине неустановления ограничений и условий допуска на основании Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 при условии того, что объектом закупки является поставка томографа с количеством срезов от 1 до 64.
Кроме того, устно представители подателя жалобы выразили мнение о том, что при описании объекта закупки (характеристики рентгеновской трубки: "Теплоемкость рентгеновской трубки", "Теплоемкость конструкции в сборе") были использованы показатели с отклонениями от требований ГОСТ Р 55771-2013. В описании объекта закупки имеется ссылка на то, что характеристика "Теплоемкость рентгеновской трубки" установлена по п.5.1 ГОСТ Р 55771-2013, а характеристика "Теплоемкость конструкции в сборе", по сведениям подателя жалобы, не специфицируется у других производителей томографов и не соответствует ГОСТ Р 55771-2013, следовательно, такой показатель не может являться критерием для выбора аппарата.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, уполномоченным органом были представлены в письменной форме и в устном порядке возражения, согласно которым в оспариваемой части положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку основаны на действительной потребности заказчика. При этом, по сведениями уполномоченного органа, заказчика, характеристикам, указанным в описании объекта закупки, соответствует не только аппарат Ingenuity СТ с принадлежностями ("Philips Medical Systems (Cleveland), Inc."), но и аппарат Siemens SOMATOM Definition AS ("Сименс Хелскэа Гмбх").
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку томографа компьютерного с принадлежностями для нужд заказчика (извещение о проведении электронного аукциона от 17.09.2018 N0119200000118006583).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктами 1.8 и 2.4 раздела "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы в Приложении N 1 к указанному разделу аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).
В Описании объекта закупки были установлены максимальные, минимальные, неизменные показатели характеристик томографа компьютерного с принадлежностями, позволяющие определить потребность заказчика. Кроме того, согласно Описанию объекта закупки заказчиком при его составлении были использованы требования ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" (например, в отношении характеристик, предусмотренных пунктами 26, 39, 54, 56), так же было сформировано обоснование необходимости тех или иных характеристик закупаемого аппарата (например, в отношении характеристик, предусмотренных пунктами 21, 55, 58, 63).
Комиссией установлено, что характеристика "Теплоемкость рентгеновской трубки не менее 8 MHU" (пункт 54 Описания объекта закупки) установлена заказчиком на основании пункта 5.1 ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок", о чем свидетельствует буквальное содержание Описания объекта закупки, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Также пунктом 55 Описания объекта закупки предусмотрена характеристика "Теплоемкость конструкции в сборе не менее 30 MHU", которая была сопровождена обоснованием необходимости такой характеристики следующего содержания: "Важный параметр, который влияет на охлаждение трубки и долговечность данного элемента. Неэффективное охлаждение приводит к быстрому износу элемента конструкции".
В пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе включено требование, согласно которому если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. При этом какие-либо определенные критерии, требования к содержанию и форме такого обоснования в закупочной документации Законом о контрактной системе не устанавливаются.
Описание объекта закупки содержит обоснование причин включения характеристики "Теплоемкость конструкции в сборе не менее 30 MHU" (пункт 55), не предусмотренной ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок", однако, служащей наилучшему удовлетворению потребности заказчика, что корреспондирует правилам описания объекта закупки, предусмотренным Законом о контрактной системе.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. В рассматриваемом случае, в аукционной документации установлены четкие и конкретные требования к закупаемому томографу компьютерному с принадлежностями с учетом собственных потребностей заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного довод подателя жалобы о том, что характеристика "Теплоемкость конструкции в сборе не менее 30 MHU" (пункт 55 Описания объекта закупки) не может являться критерием для выбора аппарата, не признается Комиссией в качестве состоятельного.
Согласно пояснениям заказчика, уполномоченного органа характеристикам, указанным в Описании объекта закупки, соответствует аппарат Ingenuity СТ с принадлежностями ("Philips Medical Systems (Cleveland), Inc.") и аппарат SOMATOM Definition AS ("Сименс Хелскэа Гмбх").
В соответствии с информацией (вх. N 17325 от 04.10.2018), предоставленной на основании запроса Красноярского УФАС России со стороны ООО "ФИЛИПС", являющегося уполномоченным представителем производителя медицинского оборудования Philips Medical Systems (Cleveland), Inc., характеристики аппарата Ingenuity СТ с принадлежностями соответствуют характеристикам, изложенным в Описании объекта закупки. Также по информации ООО "ФИЛИПС" лица, заинтересованные в приобретении аппарата Ingenuity СТ с принадлежностями, не ограничены в возможности обратиться в адрес ООО "ФИЛИПС" и дистрибьюторов оборудования Philips с целью заключения договора на закупку необходимого оборудования в целях его дальнейшей перепродажи (единовременной поставки).
Таким образом, с учетом того обстоятельства, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, возможность участия в электронном аукционе на поставку товара, являющегося объектом закупки, возможность выполнения со стороны неограниченного числа участников закупки требований заказчика, предъявленных им в описании объекта закупки, подтверждается указанным письмом, поскольку неограниченное число участников закупки имеет возможность обратиться в адрес дистрибьюторов оборудования Philips с целью приобретения аппарата Ingenuity СТ с принадлежностями и осуществить его поставку на условиях аукционной документации. При этом, подателем жалобы Комиссии не представлено доказательств обратного. Также подателем жалобы не представлено в адрес Комиссии доказательств, свидетельствующих о том, что только у Philips Medical Systems (Cleveland), Inc., ООО "ФИЛИПС" или дистрибьюторов оборудования Philips имеется возможность поставки аппарата Ingenuity СТ с принадлежностями для нужд заказчика.
Вместе с этим, по информации (вх. N 17443 от 08.10.2018), полученной на основании запроса Красноярского УФАС России со стороны ООО "Сименс Здравоохранение", некоторые характеристики аппарата SOMATOM Definition AS с принадлежностями не соответствуют некоторым характеристикам, указанным в Описании объекта закупки. При этом у Комиссии отсутствуют доказательства того, что у производителя аппарата SOMATOM Definition AS с принадлежностями отсутствует возможность изготовления томографа компьютерного с принадлежностями, соответствующего характеристикам, указанным в Описании объекта закупки, по индивидуальному заказу заинтересованного лица.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Характеристики являющегося объектом закупки оборудования, указанные в Описании объекта закупки, были определены с учетом конструктивных и технологических особенностей, необходимых и имеющих принципиальную значимость для заказчика с учетом специфики его деятельности, в которой решающее значение имеет необходимость оказания своевременной и качественной медицинской помощи специфической группе пациентов - детям, находящимся на амбулаторном и стационаром лечении в отделениях неврологии, онкологии, хирургии, с применением оборудования, соответствующего характеристикам, указанным в Описании объекта закупки. Отсутствие в аукционной документации сформированной с учетом потребности заказчика детализации характеристик поставляемого товара может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с определением соответствия предлагаемого товара потребностям заказчика, и привести к закупке оборудования, не соответствующего потребности заказчика, что может повлечь риски для жизни и здоровья указанной группы пациентов.
Поскольку в зависимости от своих потребностей государственный заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, т.е. потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию Комиссии не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика, то действия заказчика, уполномоченного органа, связанные с формированием Описания объекта закупки, отражающего действительную нужду государственного заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое Описание объекта закупки влечет ограничение конкуренции, не противоречат Закону о контрактной системе.
Системный анализ требований статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе позволяет Комиссии придти к выводу о том, что информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, подлежит указанию в извещении и документации о проведении электронного аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд определены Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102, которым определен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены томографы компьютерные с количеством срезов от 1 до 64 (код 26.60.11.111 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014). Также указанный Перечень содержит примечание, согласно которому при применении Перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Комиссией установлено, что в соответствии с Описанием объекта закупки необходимо осуществить поставку томографа компьютерного с принадлежностями с характеристикой "Количество срезов не менее 64 штук", следовательно, объектом закупки не является томограф компьютерный с количеством срезов от 1 до 64, в отношении которого подлежат установлению ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недоказанности подателем жалобы наличия в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "КрасМедСервис" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 октября 2018 г. N 1174
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2018