Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой старшего государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по установке декоративного экрана по ул. Волочаевская в городе Красноярске", извещение N 0119300019818001746 (далее - электронный аукцион, закупка), на электронной площадке ООО "РТС-тендер", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения. В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32, Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документ, подтверждающий утверждение аукционной документации.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Заседания комиссии Красноярского УФАС России состоялись 08.10.2018 в 12 часов 00 минут (по местному времени, МСК+4).
На заседаниях Комиссии присутствовали представитель заказчика А.А. Фоминых и представитель уполномоченного органа Н.Ф. Лузан, подтвердившие надлежащим образом свои личности и полномочия, податель жалобы явку своих представителей на заседание Комиссии не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
1. заказчик установил требования к участникам закупки в нарушение требований статьи 31 Закона о контрактной системе;
2. описание объекта закупки не соответствует принципу объективности;
3. заказчик установил требования предоставить значения показателей требующихся товаров, которые становятся известными только при испытании определенной партии товаров после их производства, и установил требования к химическому и компонентному составу товаров;
4. проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации и составлен с нарушениями требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что заказчик с доводами жалобы не согласен, поскольку в обжалуемой части аукционная документация, по его мнению, требованиям законодательства о контрактной системе не противоречит.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал в полном объеме.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по установке декоративного экрана по ул. Волочаевская в городе Красноярске".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Как указано в пункте 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как указано в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки одно из которых соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как указано в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе говорится, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Проведя анализ аукционной документации, комиссия по рассмотрению жалобы установила, что в документации электронного аукциона не содержатся требования о предоставлении в составе второй части заявки подтверждения опыта связанного с предметом контракта, в рамках постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", а также подтверждения членства в саморегулируемой организации.
Согласно позиции 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Из смысла приведенных положений Постановления N 99 во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.
Принимая во внимание обстоятельство того, что из описания объекта закупки не следует потребность заказчика в проведении строительства, реконструкции, капитального ремонта, относительно того, что в объект закупки включены работы по содержанию улично-дорожной сети указанных объектов (установке дорожных ограждений), а также при наличии факта классификации объекта закупки в соответствии с кодом 42.11.20.000 ОКПД2, действия заказчика по не установлению к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с Постановлением N 99 не нарушают требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Как было указано ранее предметом аукциона не является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, указанные в предмете контракта работы выполняются в рамках содержания улично-дорожной сети города Красноярска, соответственно участникам не требуется наличие членства СРО.
Второй и третий доводы жалобы комиссией признается необоснованными в виду следующего. В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель жалобы ссылается на использование недействующих/неопределенных нормативно-технических документов, а именно СНиП 12-01 однако согласно письма Минрегиона РФ от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов". В целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни. Как следует из справки к СНиП 12-01-2004 Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 781 с 20 мая 2011 года введена в действие актуализированная редакция данного документа СП 48.13330.2011. таким образом указанный довод признается необоснованным.
Относительно довода жалобы, касающегося необъективного описания объекта закупки, Комиссия отмечает, что, во-первых, не установила признаки необъективности в описании объекта закупки, во-вторых, действующее на момент утверждения аукционной документации, законодательство о контрактной системе не содержит прямого требований о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, в-третьих, как уже отмечалось Комиссией выше, требования к описанию объекта закупки, установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, иных требований к описанию объекта закупки (в том числе правил и ограничений или требований к форме его описания) законодательством о контрактной системе не предусмотрено и, учитывая, что пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику, при необходимости, излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, Комиссия не признает довод жалобы, касающийся необъективности при описании требований к газону.
По мнению подателя жалобы, заказчик устанавливает в аукционной документации требования предоставить значения показателей требующихся товаров, которые становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что из системного толкования ее положений следует, что при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара (материала) в соответствии с Пречнем используемых товаров (Приложение N 3 к документации об электронном аукционе), в котором установлены, в том числе следующие требования к товарам, необходимым для использования при выполнении работ, являющихся объектом закупки: пункт 5. Бетон
- полные остатки на ситах % по массе не более 100
- содержание зерен слабых пород % по массе не более 10
- содержание зерен пластичной (лещадной) и игловатой формы % по массе не более 35.
Согласно инструкции по заполнению заявок, изложенной в разделе 13.2 аукционной документации значения показателей товара, указанных в Перечне используемых товаров (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее", "от", "до", "или", "либо", указаны в диапазоне и т.д. За исключением случаев, если значение показателя сопровождается формулировкой "значение показателя не требует конкретизации". Формулировка "значение показателя не требует конкретизации" не позволяет участнику закупки указать конкретное значение, при этом указанные значения не должны быть меньше указанных в Перечне используемых товаров минимальных значений и не должны быть больше указанных в Перечне используемых товаров максимальных значений.
Как установлено комиссией по рассмотрению жалобы что спорные показатель Бетона указаны заказчиком с формулировкой "значение показателя не требует конкретизации" соответственно у участников отсутствует необходимость указывать конкретные характеристики товара.
Таким образом, довод жалобы, касающийся установления требований предоставить значения вышеуказанных показателей товара "Бетон", которые становятся известными только при испытании определенной партии таких товаров после их производства, признан Комиссией необоснованным.
По доводам жалобы о составлении проекта контракта в нарушении требований статьи 34 Закона о контрактной системе комиссия установила следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В тексте Закона о контрактной системе понятие существенных условий контракта не определено. Определение данного термина дано пункте 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, где сказано, что существенными являются условия о предмете договора и условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Проведя анализ проекта контракта комиссия установила, что раздел 5. "ПОРЯДОК СДАЧИ И ПРИЁМКИ РАБОТ" проекта контракта содержит порядок приемки выполненных работ. А именно пункт 5.3. Приемка завершенных работ производится в течение 2 (двух) недель со дня получения Заказчиком письменного извещения Подрядчика о его готовности.
5.4. Приемка выполненных работ осуществляется Заказчиком в два этапа:
5.4.1. В ходе первого этапа, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения письменного извещения о готовности Объекта, Заказчик производит осмотр выполненных работ (их результата) на предмет его соответствия условиям контракта о качестве, количестве, на предмет соответствия требованиям технической документации, и иным условиям контракта, проверяет состав представленной Подрядчиком исполнительной документации, проверку соответствия объема выполненных работ условиям контракта.
При отсутствии замечаний к представленным документам Заказчик совместно с Подрядчиком переходят ко второму этапу приемки.
5.4.2. В ходе второго этапа приемки, в течение 5 (пяти) рабочих дней Заказчик совместно с Подрядчиком осуществляет приемку выполненных работ.
Сдача результата работ Подрядчиком и приемка его Заказчиком оформляется актом о приемке выполненных работ, составленным в соответствии с требованиями действующего законодательства и подписанным обеими Сторонами в день приемки".
Доводы общества о нарушении срока приемки выполненных работ не обоснован, согласно статьи 193 ГК если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в действиях заказчика, отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки определения исполнителя путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "Контракт" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 октября 2018 г. N 1175
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2018