Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДонГИС" (далее - ООО "УК "ДонГИС") на действия единой комиссии по осуществлению закупок муниципального заказчика - Муниципального казенного предприятия города Красноярска "Управление по строительству Красноярского метрополитена" (далее - единая комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "Выполнение изыскательских работ при осуществлении мониторинга за деформациями дневной поверхности и подземных горных выработок по объекту: "Первая линия метрополитена в г. Красноярске. Участок от станции "Высотная" до станции "Проспект Мира" (1-я очередь)"" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 03.10.2018 поступила жалоба ООО "УК "ДонГИС" (далее - податель жалобы) на действия единой комиссии при проведении конкурса, извещение N 0519300001518000002.
Существо жалобы: принятие единой комиссией неправомерного решения об отклонении заявки подателя жалобы на участие в конкурсе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, единой комиссии и муниципального заказчика - Муниципального казенного предприятия города Красноярска "Управление по строительству Красноярского метрополитена" (далее - заказчик) было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Единой комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель заказчика и единой комиссии Ахремюк А.В. (доверенность б/н от 09.01.2018, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 02.10.2018, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, единой комиссией было принято неправомерное решение об отклонении заявки подателя жалобы на участие в конкурсе, поскольку содержание такой заявки соответствует требованию конкурсной документации о предоставлении заверенной копии действующей лицензии на производство маркшейдерских работ по пространственно геометрическим измерениям горных выработок и подземных сооружений, определению их параметров, местоположения и соответствия проектной документации. При этом в конкурсной документации отсутствует требование о предоставлении такой лицензии, позволяющей осуществлять лицензируемый вид деятельности на территории города Красноярска.
От единой комиссии поступили письменные пояснения, в которых она не согласилась с доводами, заявленными подателем жалобы, поскольку в результате рассмотрения заявок на участие в конкурсе единой комиссией было принято обоснованное и законное решение об отклонении заявки подателя жалобы на участие в конкурсе, поскольку в соответствии с предоставленной подателем жалобы лицензией он не вправе осуществлять деятельность по производству маркшейдерских работ на территории города Красноярска. В связи с чем единая комиссия ходатайствовала о признании жалобы необоснованной.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на выполнение изыскательских работ при осуществлении мониторинга за деформациями дневной поверхности и подземных горных выработок по объекту: "Первая линия метрополитена в г. Красноярске. Участок от станции "Высотная" до станции "Проспект Мира" (1-я очередь)" (извещение о проведении конкурса от 03.09.2018 N0519300001518000002).
Заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации (часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Закона о контрактной системе.
Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (часть 4 статьи 53 Закона о контрактной системе).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 02.10.2018 единая комиссия рассмотрела заявки на участие в конкурсе на предмет соответствия требованиям, установленным в конкурсной документации, а также требованиям Закона о контрактной системе и приняла решение об отклонении заявки подателя жалобы со следующим обоснованием: "Участник не соответствует требованиям извещения\документации. В соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с несоответствием заявки на участие в конкурсе требованиям, указанным в конкурсной документации, в части непредоставления лицензии на производство маркшейдерских работ пространственно геометрических измерений горных выработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, позволяющей заявителю осуществлять данный лицензируемый вид деятельности на территории города Красноярска. Участником в составе заявки предоставлена копия лицензии N ПМ-29-005860 от 16.03.2016, согласно которой местом осуществления лицензируемого вида деятельности согласно приложению к настоящей лицензии является город Ростов-на-Дону".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Анализ положений конкурсной документации показал Комиссии, что в пункте 4.1 "Требования к участникам закупки" информационной карты на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки было предъявлено требование о наличии действующей лицензии на производство маркшейдерских работ пространственно геометрических измерений горных выработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 4.7 "Порядок подачи заявок участников закупки" информационной карты заявка на участие в конкурсе должна была содержать в качестве документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, заверенную копию действующей лицензии на производство маркшейдерских работ пространственно геометрических измерений горных выработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации.
В пункте 4.10 информационной карты участникам закупки было сообщено о том, что заявку необходимо оформлять в соответствии с требованиями, установленными в Инструкции по подготовке заявок (приложение N 3 к информационной карте конкурсной документации).
В соответствии с пунктом 4.2 Инструкции по подготовке заявок для участия в конкурсе участник конкурса подает заявку на участие в конкурсе в указанный в извещении о проведении конкурса срок, по форме, установленной частью 7 Инструкции, в подпункте 7 пункта 7.1 которой участникам закупки было сообщено о необходимости представления в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации (Информационной карте) в соответствии с пунктами 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании анализа совокупности положений конкурсной документации Комиссия пришла к следующим выводам:
- во-первых, в определенных конкурсной документацией требованиях к участникам закупки, к составу и содержанию заявки на участие в конкурсе (пункты 4.1, 4.7 Информационной карты, части 4, 7 Приложения N3 к информационной карте документации о проведении конкурса) отсутствует требование о необходимости наличия и предоставления в составе заявки копии лицензии на производство маркшейдерских работ пространственно геометрических измерений горных выработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации на территории города Красноярска;
- во-вторых, в определенных конкурсной документацией требованиях к участникам закупки, к составу и содержанию заявки на участие в конкурсе (пункты 4.1, 4.7 Информационной карты, части 4, 7 Приложения N3 к информационной карте документации о проведении конкурса) отсутствует требование о необходимости наличия у участника закупки и предоставления в составе заявки копии лицензии на производство маркшейдерских работ пространственно геометрических измерений горных выработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, содержащей место осуществления такой деятельности, совпадающее с местом выполнения работ, являющихся объектом закупки;
- в-третьих, наличие в конкурсной документации указания на место выполнения работы: Красноярский край, г. Красноярск (раздел 1 информационной карты, Приложение N2 к информационной карте), при фактическом отсутствии в конкурсной документации требования о необходимости предоставления участником закупки в составе заявки копии лицензии на производство маркшейдерских работ пространственно геометрических измерений горных выработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, на территории города Красноярска, не свидетельствует об установлении требования к участникам закупки о необходимости предоставления вышеуказанного разрешительного документа, содержащего место осуществления деятельности, совпадающее с местом выполнения работ, являющихся объектом закупки.
Часть 2 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусматривает, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
В силу части 5 статьи 9 Закона N 99-ФЗ деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (далее - Постановление N 957).
Пунктом 3 Постановления N 957 определено, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении. К уведомлению прилагаются оригинал лицензии, заявление о переоформлении лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
Уведомление и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, на территории которого лицензиат предполагает осуществлять лицензируемый вид деятельности, принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема направляется (вручается) лицензиату.
Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации переоформляет лицензию в порядке, установленном Законом N 99-ФЗ, и вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.
Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 Закона N99-ФЗ, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 Закона N 99-ФЗ порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов (часть 17 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
Комиссия отмечает, что, подавая заявку на участие в конкурсе, участник закупки не имеет возможности предвидеть результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно признание комиссией по осуществлению закупок победителем конкурса такого участника закупки, поскольку вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрено предварительное уведомление участником закупки - лицензиатом лицензирующего органа субъекта Российской Федерации, на территории которого такой участник закупки намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, являющийся объектом закупки, до момента подачи заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), либо до момента определения победителя по результатам такого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав содержание заявки подателя жалобы (заявка N1), Комиссия установила, что указанным участником закупки была представлена копия действующей лицензии N ПМ-29-005860 от 16.03.2016 на производство маркшейдерских работ пространственно геометрических измерений горных выработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации.
Указанные действия участника закупки не противоречат фактическим требованиям конкурсной документации, в которой отсутствует требование о необходимости предоставления в составе конкурсной заявки копии лицензии на производство маркшейдерских работ пространственно геометрических измерений горных выработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации на территории города Красноярска, либо содержащей место осуществления деятельности, совпадающее с местом выполнения работ, являющихся объектом закупки.
Факты уведомления лицензирующего органа о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на территории иного субъекта Российской Федерации, переоформления лицензии в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности относятся к сфере соблюдения лицензиатом лицензионных требований. Комиссия по осуществлению закупок в силу статьи 53 Закона о контрактной системе имеет ограниченный перечень полномочий при проверке заявок участников закупки на предмет соответствия требованиям, установленным конкурсной документацией, который (перечень полномочий) не содержит специальной компетенции комиссии по осуществлению закупок по проведению проверки участников закупки и представленных ими документов на соблюдение лицензионных требований.
В случае, если конкурсная документация не предусматривает требования о наличии в составе заявки копии лицензии на производство маркшейдерских работ пространственно геометрических измерений горных выработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации на территории города Красноярска, либо содержащей место осуществления деятельности, совпадающее с местом выполнения работ, являющихся объектом закупки, то единая комиссия не вправе отступать от фактических требований конкурсной документации в части необходимости наличия в составе заявки копии лицензии на производство маркшейдерских работ пространственно геометрических измерений горных выработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации.
Установленные выше обстоятельства в совокупности позволили Комиссии придти к выводу о том, что действия единой комиссии по принятию решения об отклонении заявки подателя жалобы на основании несоответствия заявки подателя жалобы на участие в конкурсе требованиям, указанным в конкурсной документации, по причине непредоставления лицензии на производство маркшейдерских работ пространственно геометрических измерений горных выработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, позволяющей заявителю осуществлять данный лицензируемый вид деятельности на территории города Красноярска, совершены с нарушением требований части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе. Указанные действия единой комиссии содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В отношении довода единой комиссии о том, что к моменту подписания контракта у подателя жалобы, в случае признания его победителем конкурса, должна быть переоформленная лицензия, что при установленных Законом N 99-ФЗ сроках (30 рабочих дней) переоформления лицензии невозможно, следовательно, при заключении контракта с подателем жалобы на следующий день заказчик будет обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, Комиссия отмечает, что из буквального толкования части 17 статьи 18 Закона N 99-ФЗ срок переоформления лицензии в установленных случаях осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Таким образом, у участника закупки, признанного победителем конкурса, в случае наличия оснований для переоформления лицензии имеется возможность к моменту заключения контракта получить от лицензирующего органа переоформленную лицензию с необходимым в соответствии с контрактом местом осуществления лицензируемого вида деятельности.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "УК "ДонГИС" обоснованной.
2. Признать единую комиссию нарушившей требования части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем повторного рассмотрения заявки ООО "УК "ДонГИС", поданной на участие в конкурсе.
4. Передать материалы по жалобе ООО "УК "ДонГИС" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении членов единой комиссии.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 октября 2018 г. N 1177
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2018