Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Щерба А.Н. на действия муниципального заказчика, уполномоченного органа - Администрации города Ачинска (далее - заказчик, уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность города Ачинска жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 04.10.2018 поступила жалоба Щерба А.Н. на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300000118000636.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали представители заказчика, уполномоченного органа Тютикова О.В. (доверенность N 06-02-17-118 от 25.07.2018, удостоверение личности), Якимова А.В. (доверенность N 06-02-17-127 от 20.12.2017, удостоверение личности).
Свою явку, либо явку своего представителя с документами, подтверждающими личность и полномочия, податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку неправомерно предъявлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в закупке следующих документов:
- правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение;
- выписка из единого государственного реестра недвижимости об отсутствии или наличии арестов, запрещений или ограничений на недвижимость, полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения извещения о проведении аукциона;
- выписка из домовой книги, подтверждающая отсутствие зарегистрированных лиц в указанном жилом помещении;
- копию нотариально заверенной доверенности, если от имени собственника Продавцом выступает доверенное лицо;
- справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам, электроэнергии, налогам, взносам на капитальный ремонт.
По мнению подателя жалобы, указанные документы подлежат передаче заказчику вместе с товаром. Требование о предоставлении правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, по мнению подателя жалобы, ограничивает возможность участия в закупке агентств недвижимости, риэлторов. По сведениям подателя жалобы, факт ограничения конкуренции по причине наличия в аукционной документации вышеуказанных требований подтверждается анализом проведенных заказчиком закупок по приобретению квартир для детей-сирот за период с 2016 по 2018. Также податель жалобы отмечает, что выписка из единого государственного реестра недвижимости готовится в МФЦ 10 дней, следовательно, невозможно подготовить заявку в срок, отведенный для подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Податель жалобы указывает на то, что закупка проводится по коду ОКПД2 68.10.11.000 "Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков", оказывать данную услугу имеет право неограниченное число лиц, указанная деятельность не подлежит лицензированию, следовательно, требовать какие-либо документы от участника закупки на основании пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе невозможно.
Вместе с этим, податель жалобы ссылается на ряд иных закупок, проводимых иными заказчиками с целью приобретения жилья для детей-сирот, в которых заказчиками устанавливается требование о предоставлении оспариваемых документов по желанию участника закупки.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчик, уполномоченный орган представили в письменной форме возражения, в которых не согласились с доводами жалобы, ходатайствовали о признании жалобы необоснованной. В частности заказчик, уполномоченный орган указали на то, что обжалуемые подателем жалобы документы являются документами, подтверждающими соответствие товара требованиям законодательства РФ.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность города Ачинска жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение о проведении электронного аукциона от 27.09.2018 N0119300000118000636).
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией установлено, что, исходя из пункта 1.3 раздела 1, пункта "Уточненные требования к содержанию второй части заявки" раздела 2 аукционной документации, на основании пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участникам закупки необходимо было предоставить следующие документы:
- правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение;
- выписка из единого государственного реестра недвижимости об отсутствии или наличии арестов, запрещений или ограничений на недвижимость, полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения извещения о проведении аукциона;
- выписка из домовой книги, подтверждающая отсутствие зарегистрированных лиц в указанном жилом помещении;
- копию нотариально заверенной доверенности, если от имени собственника Продавцом выступает доверенное лицо;
- справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам, электроэнергии, налогам, взносам на капитальный ремонт.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Электронный аукцион объявлен заказчиком, уполномоченным органом, как органом местного самоуправления наделенного полномочиями в рамках Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Законом Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" определены гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, к числу которых статьей 17 данного закона отнесено предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений. В связи с чем, орган местного самоуправления наделяется полномочиями по обеспечению таких лиц жилыми помещениями, в том числе посредством их приобретения в муниципальную собственность с последующим предоставлением (статьи 12 указанного закона).
В соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Государственные полномочия, передаваемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Реализуя гарантии прав детей, наделенный соответствующими полномочиями орган муниципального образования при организации закупки на приобретение жилого помещения при описании объекта закупки и установлении требований к документам, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, обязан исходить из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, не обремененным правами третьих лиц, не находиться под арестом, отвечать санитарным и техническим требованиям, следовательно, в отношении такого жилого помещения должны отсутствовать задолженности по коммунальным платежам, электроэнергии, налогам, взносам на капитальный ремонт.
Поскольку жилое помещение, являющееся объектом закупки, приобретается заказчиком, уполномоченным органом с целью его предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, то следует также учитывать требования Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N42, в силу пункта 3 которых отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, в том числе, если жилые помещения имеют обременения прав на это имущество.
Следовательно, поскольку из вышеуказанных законоположений следует, что жилое помещение, являющееся объектом закупки, должно быть пригодно для проживания, не обременено правами третьих лиц, не находиться под арестом, отвечать санитарным и техническим требованиям, следовательно, в отношении такого жилого помещения должны отсутствовать задолженности по коммунальным платежам, электроэнергии, налогам, взносам на капитальный ремонт, то требования заказчика, уполномоченного органа о предоставлении выписки из единого государственного реестра недвижимости об отсутствии или наличии арестов, запрещений или ограничений на недвижимость, выписки из домовой книги, подтверждающая отсутствие зарегистрированных лиц в указанном жилом помещении, справки об отсутствии задолженности по коммунальным платежам, электроэнергии, налогам, взносам на капитальный ремонт, корреспондирует существу пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные документы подтверждают соответствие приобретаемого товара требованиям, установленным к такому товару в соответствии с законодательством Российской Федерации, при наступлении случая, когда в соответствии с вышеуказанными нормами законодательства Российской Федерации установлены требования к жилому помещению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе (пункт 1.3 раздела 1, пункт "Уточненные требования к содержанию второй части заявки" раздела 2). Доказательств обратного Комиссии не представлено. Также подателем жалобы не представлено доказательств того, что в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
В отношении довода подателя жалобы о том, что выписка из единого государственного реестра недвижимости готовится в МФЦ 10 дней, следовательно, невозможно подготовить заявку в срок, отведенный для подачи заявок на участие в электронном аукционе, Комиссия отмечает, что на основании части 9 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений. Таким образом, участнику закупки предоставлена возможность подготовиться заявку на участие в электронном аукционе в срок, установленный извещением и документацией о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе и требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, подлежат предоставлению в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе на основании пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику имущества в силу нормы, предусмотренной статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статьей 18 Жилищного Кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, при проведении электронного аукциона по приобретению квартиры (или жилого помещения), в качестве товара, находящегося в гражданском обороте, ранее названным законодательством предусмотрено наличие права собственности, и для участия в электронном аукционе должно подтверждаться соответствующими документами о праве.
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке (часть 13 статьи 61 Закона о контрактной системе).
В силу положений части 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, после аккредитации на электронной площадке лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе по своему усмотрению принимать участие в электронном аукционе лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности).
Вышеуказанная правовая позиция находит свое подтверждение в судебной практике по делу N А33-4048/2016.
На основании вышеизложенного установление заказчиком, уполномоченным органом требования о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, копии нотариально заверенной доверенности, если от имени собственника продавцом выступает доверенное лицо, само по себе не противоречит Закону о контрактной системе. Вопреки доводу подателя жалобы о том, что указанные требования ограничивают возможность участия в закупке агентств недвижимости, риэлторов, указанные требования аукционной документации совместно с приведенными выше законоположениями, регулирующими институт представительства участника закупки, позволяют принимать участие в электронном аукционе как собственнику жилого помещения, так и его представителю (при наличии соответствующей доверенности).
При этом Комиссия отмечает, что действия заказчика, уполномоченного органа по установлению требования о предоставлении вышеуказанных документов в составе второй части заявки со ссылкой на пункт 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в качестве нормативного основания не свидетельствуют об их неправомерности, поскольку предоставление таких документов корреспондирует части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, пункт 2 которой предусматривает наличие в составе второй части заявки документов подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки.
Ссылки подателя жалобы на действия заказчика, совершенные им при проведении иных закупок по приобретению квартир для детей-сирот за период с 2016 по 2018, а также на действия иных заказчиков при проведении закупок по приобретению жилья для детей-сирот не признаются Комиссией в качестве состоятельных, поскольку такие действия не имеют непосредственного отношения к действиям заказчика, уполномоченного органа при проведении рассматриваемого электронного аукциона.
Установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недоказанности подателем жалобы наличия в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу Щерба А.Н. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 октября 2018 г. N 1184
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2018