Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, главный специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "КоролСтрой" на действия заказчика - Администрации посёлка Ошарово ЭМР Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Подрядные работы по строительству жилого дома", на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300211218000002, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "КоролСтрой" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Подрядные работы по строительству жилого дома" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заказчик, ООО "КоролСтрой", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили. В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. Заказчиком в проекте контракта и в извещении о проведении электронного аукциона установлены разные сроки выполнения работ. Требования в отношении товаров вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в составе заявки на участие в аукционе характеристики товара, соответствующие требованиям, установленным в документации об аукционе, но не соответствующие ГОСТ.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Подрядные работы по строительству жилого дома", на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300211218000002.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона. Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, указанная в статье 42 Закона о контрактной системе. Пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроках поставки товара или завершения работы.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
При анализе аукционной документации Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 3.1 проекта контракта установлено "Начало выполнения Работ по Контракту - день, следующий за датой подписания Контракта Сторонами. Окончание - не позднее 30.10.2019 года". Кроме того, Техническим заданием (Приложение N 4 к проекту контракта) указаны сроки выполнения работ "Начало - день, следующий за датой подписания Контракта Сторонами. Окончание - 30.10.2019 года".
При этом согласно извещению о проведении электронного аукциона от 20.09.2018 N0319300211218000002 "сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - с момента заключения контракта и по 31 октября 2019 г.".
Таким образом, срок выполнения работ, установленный в проекте контракта, не соответствует сроку в извещении о проведении электронного аукциона. Следовательно, заказчиком нарушены положения части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 4 Части IV "Технические характеристики материалов к документации", в котором указаны Характеристики товара (материала), используемого при выполнении работ Заказчик установил следующие требования:
NN пп |
Наименование материала |
Показатель |
Показатели, значения которых не могут изменяться |
Показатели для которых установлены варианты значений |
Показатели для которых установлены диапазон значений |
Единицы измерения |
Минимальное/ максимальное значение показателя |
4 |
Гвозди строительные |
Диаметр стержня |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
мм |
не менее 4,0 |
Длина гвоздя |
100 |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
мм |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
||
Наименьший диаметр головки гвоздя |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
мм |
должен быть более 5,0 |
||
Масса 1000 гвоздей |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
кг |
должна быть менее 10,0 |
||
Соответствие ГОСТ |
должны соответствовать ГОСТ 4028-63 и ГОСТ 283-75 |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
|
требование к показателю (характеристике) товара по данному типу не предъявляется |
Согласно пункту 2 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры" конструкция и размеры строительных гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт. 2, 3, 4 и в табл. 2.
Таблица 2
Условный диаметр стержня |
Длина гвоздя |
Размер |
Наименьший диаметр головки |
4,0 |
100 |
3,55 |
7,5 |
|
120 |
|
|
Заказчиком указан показатель "Длина гвоздя - 100 мм", как показатель, значения которого не может измениться. Таким образом, исходя из Таблицы 2 ГОСТ 4028-63, заказчику необходимы Гвозди строительные с диаметром стержня - 4,0 мм, длиной гвоздя - 100 мм, наименьшим диаметром головки - 7,5 мм.
При этом заказчик, установив требования "Диаметр стержня - не менее 4,0 мм", "Наименьший диаметр головки гвоздя - должен быть более 5,0 мм", расширил диапазон значений показателей (допустил возможность согласно документации указать диаметр стержня 4,0 мм и более, наименьший диаметр головки гвоздя от 5,1 до 7,5 мм). При этом ГОСТ 4028-63 не предполагает иных показателей, кроме как указанных в Таблице 2.
Согласно Приложению (справочное) ГОСТ 4028-63 установлена теоретическая масса гвоздей.
Размер гвоздей dl, мм |
Масса 1000 круглых гвоздей, кг, |
4,0100 |
9,5 |
При этом показатель масса 1000 гвоздей размером 4,0100 установлен ГОСТ 4028-63 в приблизительно равном значении () 9,5 кг. При этом заказчик, установив требования "Масса 1000 гвоздей - должна быть менее 10,0", расширил диапазон значений показателей (допустил возможность согласно документации указать массу 1000 гвоздей 9,6_9,9 кг). При этом ГОСТ 4028-63 не предполагает иных показателей, кроме как указанных в Приложении.
Согласно письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Таким образом, указание заказчиком требований в отношении Гвоздей строительных, указанных в техническом задании документации об аукционе, вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в составе заявки на участие в аукционе характеристики товара, соответствующие требованиям, установленным в документации об аукционе, но не соответствующие ГОСТ 4028-63 в чем усматриваются нарушения пункта 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе.
При этом, Комиссия отмечает, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 10.10.2018 N0319300211218000002-5-1 наличие в аукционной документации вышеуказанных положений Части IV "Технические характеристики материалов к документации", противоречащих требованиям Закона о контрактной системе, не послужило основанием для аукционной комиссии заказчика по признанию заявки участника закупки несоответствующей требованиям аукционной документации и отказу такому участнику закупки в допуске к участию в электронном аукционе.
а основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "КоролСтрой" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в проект контракта на этапе заключения такого контракта по результатам проведения электронного аукциона.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 октября 2018 г. N 1193
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2018