Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Кытмановой А.В. - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,
в присутствии сторон:
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от заказчика - не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствии представителя;
от уполномоченного органа - Коваль О.В., доверенность от 15.08.2018 N Д09-0175, Кудрявцевой Н.С., доверенность от 15.08.2018 N Д09-0176,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект" (ИНН 5905276879) (далее - Заявитель, Общество) на действия конкурсной комиссии Администрации города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок (ИНН 6501026762) (далее - Конкурсная комиссия) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение проектных работ по объекту: "Пищеблок МБОУ СОШ N 16 г. Южно-Сахалинска" (извещение N 0161300000118001242) (далее - конкурс)
УСТАНОВИЛА:
19.09.2018 в Сахалинское УФАС России поступила жалоба Заявителя, который указывает на нарушения Конкурсной комиссией положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом приводит следующие доводы:
1. Уполномоченным органом нарушен срок публикации протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
2. В нарушение подпункта 6, пункта 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка Общества отклонена на основании не предоставления информации, предусмотренной формой 7 раздела III Конкурсной документации, а именно не у всех сотрудников указана квалификация.
Заявитель с решением конкурсной комиссии не согласен, просит признать жалобу обоснованной, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Уведомлением-требованием от 19.09.2018 рассмотрение жалобы по существу назначено на 25.09.2018 14 часов 45 минут.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается. После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано.
Таким образом, для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия законного и обоснованного решения и истребования необходимых доказательств и документов, в том числе письменных пояснений, проведение внеплановой проверки перенесено на 26.09.2018 в 16 часов 00 минут.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
31.07.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса, в том числе конкурсная документация, утвержденная Муниципальным казенным учреждением "УКС" города Южно-Сахалинска (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4210781 рублей 78 копеек.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 27.08.2018 14 часов 15 минут.
1. Комиссия, рассмотрев первый довод Заявителя, пришла к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системы заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу части 3 статьи 53 Закона о контрактной системы конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 53 Закона о контрактной системы результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с части 12 статьи 53 Закона о контрактной системы протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 31.08.2018 NПРО1 размещен на сайте ЕИС 14.09.2018.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что при публикации протокола рассмотрения и оценки заявок, в личном кабинете официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki. gov.ru система выдавала ошибку, не допускающую публикацию указанного протокола, а именно: "Не указана оценка без учета значимости по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации. Специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (показатель "Квалифицированные трудовые ресурсы (специалистов с высшим техническим образованием с суммарным опытом работы не менее 2-х лет на должностях, связанных с проектными работами (проектировщик, конструктор, архитектор, архитектор-дизайнер, главный инженер проекта), задействованных в выполнении работ по объекту закупки и состоящих в штате участника").
03.09.2018 членами Конкурсной комиссии составлен акт об отсутствии технической возможности размещения указанного выше протокола.
В целях устранения указанной ошибки 03.09.2018 членами Конкурсной комиссии направлено обращение службу технической поддержки официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (телефонный звонок и письменное обращение на электронную почту helpdesk@zakupki.gov.ru).
Кроме того, 11.09.2018 г. Департамент направил письмо Исх. N 09-1447 в Управление Федерального казначейства по Сахалинской области с просьбой оказать содействие в решении вопроса по устранению технической ошибки при публикации протокола рассмотрения и оценки заявок в открытом конкурсе при публикации протокола рассмотрения и оценки заявок по открытому конкурсу в личном кабинете Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru
Указанная техническая ошибка устранена сотрудниками службы технической поддержки 14.09.2018 г., в этот же день протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещен в Единой информационной системы в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, а также представленных доказательств невозможности размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 31.08.2018, Комиссия не установила нарушений в действиях (бездействиях) Конкурсной комиссии при размещении протокола рассмотрения и оценок заявок участников, в связи с чем, первый довод Заявителя необоснованным.
2. В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 31.08.2018 NПРО1 Заявка Общества признана несоответствующей требованиям конкурсной документации и подлежит отклонению. Причина и обоснование причины отклонения:
заявка на участие в конкурсе предоставляется по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации. Заявка на участие в конкурсе должна соответствовать требованиям, установленным конкурсной документацией. Формы, предусмотренные для включения в состав заявки на участие в конкурсе должны быть заполнены по всем пунктам, в соответствии с требованиями конкурсной документации и подписаны участником конкурса или лицом, уполномоченным таким участником конкурса. При этом документы, для которых установлены специальные формы, должны быть составлены в соответствии с этими формами. Представленный в составе заявки документ "Квалификация трудовых ресурсов" не соответствует требованиям формы N 7.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе указано, что заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Разделом III "Формы документов, предоставляемых в составе заявки на участие в конкурсе" Конкурсной документации, утверждена Форма N 7 "Квалификация трудовых ресурсов".
В соответствии с пунктом 15 раздела I "Общие условия проведения конкурса" Конкурсной документации, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N44-ФЗ.
Пунктом 11 указанного выше раздела Конкурсной документации установлено, что Заявка на участие в конкурсе представляется по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении конкурса.
Формы, предусмотренные для включения в состав заявки на участие в конкурсе должны быть заполнены по всем пунктам, в соответствии с требованиями конкурсной документации и подписаны участником конкурса или лицом, уполномоченным таким участником конкурса.
При этом документы, для которых установлены специальные формы, должны быть составлены в соответствии с этими формами. Сведения могут быть впечатаны в формы; допускается заполнять формы от руки печатными буквами синими, черными или фиолетовыми чернилами.
В ходе анализа заявки Заявителя, Комиссией установлено, что в форме N 7 "Квалификация трудовых ресурсов", представленной в составе заявки Заявителя отсутствует информация о квалификации Шангиной Л.М, указана только специальность.
Таким образом, исходя из вышесказанного, Комиссия Сахалинского УФАС России установила, что заявка участника, а именно форма N 7 не соответствует требованиям конкурсной документации, в связи с чем, в действиях Конкурсной комиссии не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе, следовательно, второй довод Общества признается необоснованным.
Вместе с тем, рассматриваемая по существу жалоба, содержит довод на обжалование положений конкурсной документации.
При этом согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Срок окончания подачи по спорной закупке - 27.08.2018 14 часов 15 минут, однако жалоба Заявителя подана за сроком на обжалование положений документации, следовательно, не может быть рассмотрена Комиссией по существу.
Однако, в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В силу пунктов 1-6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
д) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, в случае, если участник открытого конкурса заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;
з) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе документов, предусмотренных настоящим подпунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
4) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;
5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона), в случае, если заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом установлено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе. Указанные документы не представляются казенными учреждениями;
6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В силу части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Разделом III "Формы документов, предоставляемых в составе заявки на участие в конкурсе" Конкурсной документации, утверждена Форма N 7 "Квалификация трудовых ресурсов", которая содержит требование о предоставлении следующей информации:
- Ф.И.О. руководителей и специалистов;
- Должность;
- Специальность и квалификация в соответствии с базовым (и дополнительным) образованием;
- Документы, подтверждающие наличие специалистов, их квалификации.
Комиссия, проанализировав положения конкурсной документации, пришла к выводу, что установленные требования, о предоставлении содержащейся в форме N 7 информации, не соответствую положениям части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, поскольку частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи не допускается.
Кроме того, пунктом 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 28 Конкурсной документации для подтверждения квалификации, опыта и деловой репутации участником закупки предоставляются:
копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов с высшим техническим образованием с суммарным опытом работы не менее 2-х лет на должностях, связанных с проектированием (проектировщик, конструктор, архитектор, архитектор-дизайнер, главный инженер проекта), задействованных в выполнении работ по объекту закупки и состоящих в штате участника закупки на дату подачи заявки (копии трудовых книжек работников с первого листа и до листа, следующего после последней записи; копии дипломов об высшем образовании).
Учитывая в совокупности положения пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также положений Конкурсной документации, следует, что участники закупки подтверждаю свою квалификацию именно документами (копии дипломов о высшем образовании, копии трудовых книжек работников), а не информацией указанной в форме N 7.
Таким образом, требовать от участников открытого конкурса представления информации, которая в силу Закона о контрактной системе не должна предоставляться, влечет за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Ввиду изложенного, Комиссия Сахалинского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении требований о предоставлении участниками закупки, не предусмотренной Законом о контрактной системе информации, нарушают положения пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, установленные в Форме N 8, N 9 требования о предоставлении информации о муниципальных/государственных контрактах, о гражданско-правовых договорах, их цене и дате заключения/исполнения, также не предусмотрены частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, следовательно, установление в конкурсной документации таких требований нарушает положения пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИнвестПроект" (ИНН 5905276879) на действия конкурсной комиссии Администрации города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок (ИНН 6501026762) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение проектных работ по объекту: "Пищеблок МБОУ СОШ N 16 г. Южно-Сахалинска" (извещение N 0161300000118001242) - необоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" нарушившим положения пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Муниципальному казенному учреждению городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" и Конкурсной комиссии - Администрации города Южно-Сахалинска в лице Департамента централизованных закупок обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
К.В. Солонин |
Члены комиссии |
Е.А. Осипова
|
|
А.В. Кытманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 26 сентября 2018 г. N 350/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018