Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Измайлова О.В. - заместитель руководителя Тульского УФАС России, |
Члены Комиссии: |
Курская М.В. - начальник отдела Тульского УФАС России, |
|
Щетинский А.А. - ведущий специалист-эксперт Тульского УФАС России, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВИАЛ" (далее - Общество, Заявитель, ООО "ТД "ВИАЛ") исх. N 1392 от 01.10.2018 (вх. N 4991 от 02.10.2018) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (закупка N 0366200035618005282) (далее - Электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
- Нарваевой О.В. - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) по доверенности;
- Разореновой Е.В., Беленко Т.В., Никитиной Т.В. - представителей государственного учреждения здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) по доверенности;
- в отсутствие представителей Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что Обществу было отказано в допуске к участию в Электронном аукционе "на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: несоответствие информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также пунктом 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации (представленные в заявке участника закупки конкретные показатели товара, не соответствуют значениям, установленным пунктом 2 части II "Техническое задание" документации, а именно: подпункт 2.4 "Приготовленные растворы препарата должны быть стабильны в течение 24 ч (при температуре ниже 25 град., на свету), 7 сут (в холодильнике 2-8 градусов)", требуемое значение показателя "наличие", предложение участника закупки "Приготовленные растворы препарата стабильны в течение 24 ч (при комнатной температуре), 7 суток (в холодильнике 2-8 градусов)"; подпункт 2.6 "Условия хранения порошка при температуре выше 25 град", требуемое значение показателя "наличие", предложение участника закупки "Условия хранения порошка при температуре до 25 градусов")".
Общество считает указанное решение Аукционной комиссии незаконным и просит Тульское УФАС России приостановить Закупку, провести внеплановую проверку Закупки, признать жалобу обоснованной и выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением правительства Тульской области от 23 декабря 2013 г. N 788 на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанным постановлением правительства Тульской области утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
Согласно пункту 2.2. Положения Уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направленные в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения; на основе представленных заказчиками заявок разрабатывает и утверждает необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы.
Из пункта 3.1. Положения следует, что заказчики, в том числе осуществляют следующие функции:
- в соответствии с планом-графиком направляют в уполномоченное учреждение заявку на осуществление закупки по форме, утвержденной органом исполнительной власти Тульской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок, к которой прилагается проект контракта;
- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за выбор способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики), требования к участникам закупки.
Приказом государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" от 14.09.2018 N 6124 объявлен электронный аукцион на поставку лекарственных препаратов (закупка N 0366200035618005282), создана Аукционная комиссия, определен ее состав.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов (закупка N 0366200035618005282) (далее - документация об электронном аукционе) 17.09.2018 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 611 168,00 рублей.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, требования документации об электронном аукционе к товару, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об электронном аукционе.
Устанавливая в документации о закупке требования к товарам (минимальным и максимальным значениям; значениям, которые не могут изменяться; значениям подлежащим конкретизации), заказчик, тем самым, определяет необходимый перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе.
Из толкования частей 1, 2 статьи 33 Закона следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (объекта) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной для восприятия информации и должна полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.
Содержание соответствующих позиций должно быть непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
В этой связи, условия документации об электронном аукционе должны содержать ясные и четкие требования к характеристикам товара, не допускающие неоднозначного толкования, для того чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе, каким требованиям он должен соответствовать и какой товар должен поставить.
В то же время именно соответствие предложения участника требованиям документации об электронном аукционе потребностям заказчика должно следовать из первой части заявки.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона при заключении контракта на поставку товара заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64, частью 3 статьи 66 Закона в пункте 23 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным пунктом 2 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Так, Заказчиком в пункте 2 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе указано:
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемое значение показателей |
2. |
Международное непатентованное наименование / химическое, группировочное наименование |
Цефепим |
_ | ||
2.4 |
Приготовленные растворы препарата должны быть стабильны в течение 24 ч (при температуре ниже 25 град., на свету), 7 сут (в холодильнике 2-8 градусов) |
наличие |
_ | ||
2.6 |
Условия хранения порошка при температуре выше 25 град |
наличие |
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе инструкцию по заполнению заявки.
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, в том числе установлено, что в случае, если заказчиком установлено требование о полном соответствии параметру (в разделе значение показателя указано "наличие", "соответствие" и т.п.), участник может указать только информацию о соответствии, либо несоответствии параметру, при этом изменение наименования самого показателя не допускается.
Таким образом, исходя из положений инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, а также пояснений представителя Заказчика, участникам закупки в отношении показателя, установленного подпунктами 2.4, 2.6 пункта 2 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, необходимо указать наименование показателя в неизменном виде, полностью соответствующее наименованию показателя, установленному Заказчиком.
При этом, исходя из анализа представленных на заседание документов Комиссией установлено, что для обоснования начальной максимальной цены контракта закупаемого товара, указанного в подпункте 2 пункта 2 части II "Техническое задание" документации об электронном, Заказчику представлены 3 (три) коммерческие предложения потенциальных участников закупки, которые содержали сведения о лекарственном препарате "Цефепим" - производитель Бристол Майерс Сквибб Компани/Корден Фарма латина, Италия (торговое наименование Максипим).
На заседание Комиссии представителями Заказчика были представлены инструкции на следующие лекарственные препараты с международным непатентованным названием "Цефепим/Cefepime":
1) "Максипим" (производитель Корден Фарма Латина, С.п.А., Италия);
2) "Цефепим-Аджио" (производитель Аджио Фармацевтикалз Лтд, Индия);
3) "Цефепим-Виал" (производитель Северная Китайская Фармацевтическая Корпоряция Лтд., Китай).
При рассмотрении спорных требований документации об электронном аукционе Комиссией установлено следующее.
Инструкция на лекарственный препарат "Максипим" относительно условий стабильности и хранения содержит следующую информацию:
"Хранение растворов для внутримышечного и внутривенного введения:
Приготовленные растворы препарата для внутримышечного и внутривенного введения стабильны в течение 24 часов при комнатной температуре или 7 дней при хранении в холодильнике (2-8 °С).
_
Условия хранения:
В защищенном от света месте при температуре от 15 до 30 °С".
Инструкция на лекарственный препарат "Цефепим-Аджио" относительно условий стабильности и хранения содержит следующую информацию:
"Условия хранения:
В сухом, защищенном от света месте при температуре не выше 30 °С".
Информация об условиях стабильности препарата отсутствует в инструкции.
Инструкция на лекарственный препарат "Цефепим-Виал" относительно условий стабильности и хранения содержит следующую информацию:
"Хранение растворов для внутримышечного и внутривенного введения:
Приготовленные растворы препарата для внутримышечного и внутривенного введения стабильны в течение 24 часов при комнатной температуре или 7 дней при хранении в холодильнике (2-8 °С).
_
Условия хранения:
Хранить при температуре не выше 30 °С, в защищенном от света месте. Приготовленный раствор стабилен в течение 7 дней при хранении в холодильнике (2-8 °С). Хранить в недоступном для детей месте".
Исходя из анализа представленных в материалы дела документов, Комиссия приходит к выводу о том, что потребность в установлении конкретных требований предъявляемых к закупаемому товару, установленных в подпунктах 2.4, 2.6 пункта 2 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, а именно "Приготовленные растворы препарата должны быть стабильны в течение 24 ч (при температуре ниже 25 град., на свету), 7 сут (в холодильнике 2-8 градусов)", а также "Условия хранения порошка при температуре выше 25 град" не обоснована и не подтверждена документально.
Предусмотренные в подпунктах 2.4, 2.6 пункта 2 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе наименования показателей закупаемого Заказчиком товара вводят потенциальных участников закупки в заблуждение относительно потребности Заказчика в приобретаемом товаре, что в свою очередь не позволяет участникам закупки в надлежащем порядке сформулировать свое предложение по поставке товара, отвечающего потребности Заказчика.
В соответствии со статьей 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как было отражено выше, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона установлено, что при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе правилом, согласно которому не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, требования документации об аукционе к приобретаемым товарам, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что подобное описание объекта закупки имеет признаки ограничения доступа к участию в данной закупке и свидетельствует о нарушении Заказчиком части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Электронном аукционе от 26.09.2018 установлено, в том числе следующее:
- по окончании срока подачи заявок подано 4 (четыре) заявки от участников закупки;
- Аукционная комиссия единогласно приняла решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе 3 (трем) участникам закупки, в том числе к участнику с идентификационным номером заявки 103819242 (ООО "ТД "ВИАЛ") на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: несоответствие информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также пунктом 23 части I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации (представленные в заявке участника закупки конкретные показатели товара, не соответствуют значениям, установленным пунктом 2 части II "Техническое задание" документации, а именно: подпункт 2.4 "Приготовленные растворы препарата должны быть стабильны в течение 24 ч (при температуре ниже 25 град., на свету), 7 сут (в холодильнике 2-8 градусов)", требуемое значение показателя "наличие", предложение участника закупки "Приготовленные растворы препарата стабильны в течение 24 ч (при комнатной температуре), 7 суток (в холодильнике 2-8 градусов)"; подпункт 2.6 "Условия хранения порошка при температуре выше 25 град", требуемое значение показателя "наличие", предложение участника закупки "Условия хранения порошка при температуре до 25 градусов").
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
При таких обстоятельствах, в связи с несоблюдением Заказчиком определенных Законом требований к содержанию документации об электронном аукционе, ввиду ненадлежащего описания характеристик требуемого к поставке товара в пункте 2 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, Комиссия не находит возможным дать правовую оценку действиям Аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок участников данного электронного аукциона.
Как видно из протокола рассмотрения заявок на участие в Электронном аукционе от 26.09.2018, выявленные Комиссией в действиях Заказчика нарушения являются существенными, поскольку не позволяют участникам электронного аукциона понять потребность Заказчика и его требования к товару, вследствие чего у участников закупки отсутствует объективная возможность подать первую часть заявки на участие в электронном аукционе, отвечающую потребности Заказчика и требованиям документации об электронном аукционе.
Из представленных в материалы дела документов следует, что информация об ответственном должностном лице за формирование и обоснование заявок для осуществления закупок для нужд Заказчика (т.е. подготовку технического задания в соответствии с потребностью Заказчика и описание объекта закупки) содержится в служебной записке от 03.05.2018 N 941, а также в приказе государственного учреждения здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница" от 29.12.2017 N 415 "О порядке подготовки документации для осуществления закупок товаров, работ, услуг".
В указанных действиях должностного лица Заказчика, сформировавшего подобным образом требования в подпунктах 2.4, 2.6 пункта 2 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВИАЛ" исх. N 1392 от 01.10.2018 (вх. N 4991 от 02.10.2018) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов (закупка N 0366200035618005282) необоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки электронного аукциона (закупка N 0366200035618005282) признать государственное учреждение здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница" нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать государственному учреждению здравоохранения "Тульская детская областная клиническая больница", государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем внесения изменений в извещение и в документацию об электронном аукционе (закупка N 0366200035618005282) и приведения положений документации об электронном аукционе в соответствие с положениями Закона и с учетом решения по делу N 04-07/229-2018. При этом необходимо продлить срок подачи заявок на участие в данном электронном аукционе в соответствии с требованиями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона.
4. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки N 0366200035618005282.
5. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Председатель Комиссии: |
О.В. Измайлова |
|
|
Члены Комиссии: |
М.В. Курская |
|
|
|
А.А. Щетинский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 8 октября 2018 г. N 04-07/229-2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018