Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ГЦМСИР: Бондаренко Т.В. (доверенность от 19.01.2018 N20),
ООО "Резалит": Жениной М.А., Хренникова С.Н. (доверенности от 28.08.2018 N 02/09-18 и 03/09-18),
рассмотрев жалобу ООО "Резалит" (далее - Заявитель) на действия ГЦМСИР (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтных и реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения "Дом (Английский клуб) кон. XVIII - нач. XIX вв., архитекторы А.А. Менелас и Д.И. Жилярди. Главный дом с двумя боковыми крыльями. Ограда и двое ворот со львами (часть здания)" расположенного по адресу: г. Москва, ул. Тверская д.21, стр.1 (Закупка N0373100109118000015) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного открытого конкурса.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.09.2018 NТФ/45680/18, Комиссия Управления установила следующее.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что конкурсная документация сформирована в нарушение положений Закона о контрактной системе, в частности не проектно-сметная документация размещена не в полном объеме, а также установлены необъективный порядок оценки заявок.
Вместе с тем, указанные доводы не могут быть рассмотрены Комиссией Управления при рассмотрении жалобы на действия Заказчика, так как обжалование положений конкурсной документации возможно согласно ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, а не на этапе их рассмотрения. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке. Установлено, что срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 10.09.2018, в то время как жалоба поступила в Московское УФАС России 20.09.2018. Таким образом, обжалование конкурсной документации возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ) с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Комиссией Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки", Значимость показателя критерия: 70.
В соответствии с конкурсной документацией оценивается деловая репутация, заработанная участником конкурса при осуществлении деятельности по выполнению (осуществлению) реставрационных работ в области сохранения объектов культурного наследия, выраженная в "Индексе деловой репутации" который определяется как произведение объема выполненных (осуществленных) реставрационных работ в области сохранения объектов культурного наследия на количество контрактов (договоров) по таким объектам и деленное на количество судебных решений, вынесенных против участника конкурса в отношении неисполнения им обязательств по контрактам (договорам) и количества удовлетворенных претензий контрагентов по работам в рамках заключенных и исполненных контрактов (договоров).
При этом учитываются только те контракты, договора (государственные/ коммерческие), в составе обязательных приложений присутствует "Акт приемки объекта культурного наследия по окончании ремонтно-реставрационных работ" с отметками о приемке всех членов комиссии. Данный акт также должен быть приложен к представленным договорам подряда, заключенным для выполнения работ по контракту (договору).
Количество баллов, присуждаемых по показателю ( ), определяется по нижеприведенной формуле:
а) в случае если Kmax < Кпред
НЦБi (2.2) = КЗ x 100 x (Кi / Кmax)
б) в случае если Kmax Кпред
НЦБi (2.2) = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);
при этом НЦБmax = КЗ x 100
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение "индекса деловой репутации" участника закупки, заявка которого оценивается по i-й заявке.
Kmax - максимальное предложение "индекса деловой репутации" из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Кпред - предельное необходимое значение "индекса деловой репутации", которое равно 25 000,00
НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Кi = (О х К)/С
где:
О = суммарный объем выполненных (осуществленных) по реставрационным работам на объекте культурного наследия подсчитанный по актам выполненных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в млн. руб.
К = количество выполненных контрактов (договоров) по реставрационным работам на объектах культурного наследия за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка (начало контракта (договора) может выходить за рамки указанного периода) в штуках.
С = индекс количества судебных решений, вынесенных против участника конкурса, связанных с неисполнением (ненадлежащим исполнением) участником конкурса своих обязательств по контрактам (договорам) и количества удовлетворенных претензий контрагентов, связанных с деятельностью участника конкурса, в штуках.
При количестве решений (удовлетворенных претензий) = 0, С=1, при количестве решений (удовлетворенных претензий) = 1, С=2, при количестве решений (удовлетворенных претензий) = 2, С=3 и т. д.
Количество баллов, присуждаемых по критерию определяется по формуле:
НЦБi (1) = НЦБi (2.1) + НЦБi (2.2)
где:
НЦБi (2.1) - количество баллов, присуждаемых по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ";
НЦБi (2.2) - количество баллов, присуждаемых по показателю "Деловая репутация участника закупки".
Комиссия Управления отмечает, что параметры индекса "О" не позволяют точно оценить предложение участника закупки, поскольку отсутствует указание на то, что подразумевается под "суммарным объемом" выполненных по реставрационным работам на объекте культурного наследия, подсчитанный по актам выполненных работ. Также, следует отметить, что выполненные работы могут иметь различный характер и сложность. Также, порядок определения индекса "С" не учитывает текущие судебные дела, находящиеся в производстве, которые непосредственным образом определяют деловую репутацию участника закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что порядок оценки "Деловая репутация участника закупки" носит необъективный характер и не позволяет должным образом оценить участника закупки по данному критерию оценки, что нарушает ч.8 ст. 32 и п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Резалит" на действия ГЦМСИР в части обжалования конкурсной документации оставить без рассмотрения в соответствии с ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.8 ст. 32 и п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как по результатам закупки заключен государственный контракт от 24.09.2018 N0373100109118000015 и восстановление прав и законных интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии А.Т. Чшиев
Член комиссии Д.А. Сологов
К.А. Сомов
Исп. Сологов Д,А. (495) 784-75-05 (доб. 180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 сентября 2018 г. N 2-57-11874/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2018