Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Богородское": Е.А. Иванчикова,
в отсутствие представителей ООО "РОСХИМТОРГ", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 18.09.2018 N44736/18,
рассмотрев жалобу ООО "РОСХИМТОРГ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Богородское" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку малярных материалов и сопутствующих товаров к ним для текущего благоустройства территории района Богородское (Закупка N0373200006218000903) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом
ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 18.09.2018 N44736/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком при описании объекта закупки в п.2.2 Технического задания аукционной документации установлены неправомерные требования к стране происхождения предполагаемого к поставке товара.
На основании п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что п.2.2 Технического задания аукционной документации указано: "Весь товар должен быть произведен на территории Российской Федерации", что противоречит положениям п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Также Заявитель указывает, что положения Технического задания содержат невыполнимое требование к объему партии, указываемого в заявке Заказчика.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Так, п.2.4 Технического задания аукционной документации содержит следующее требование: "Товар поставляется партиями по заявкам Заказчика оформленными по форме, указанной в Приложении к настоящему Техническому заданию "Форма заявки на поставку товара". В заявке указывается наименование товара, объем партии, дата и время поставки. Объем партии, указываемый в заявке Заказчика, не может быть менее 100 (ста) тонн", при этом, согласно положениям аукционной документации, общий объем закупаемого товара составляет 7500 кг, что свидетельствует о невозможности поставки в рамках исполнения контракта указанного объема более 100 (ста) тонн.
В своей жалобе Заявитель также указывает на неправомерное требование в Приложении N1 к Техническому заданию, для товара Краски (эмали) для дорожной разметки указано количество - 1.35 т (то есть 1350 кг), при этом в форме 2 к товару п. "Краска дорожная" установлены требования к фасовке на выбор: 25 кг или 60 кг, с учетом того, что в расчете цены указано, что товара должно быть 45 шт., то количество поставляемого товара по вышеуказанной позиции равно 1125 и 2700 кг соответственно, что противоречит положениям Приложения N1 к Техническому заданию.
Также противоречивые требования в форме 2 и Техническом задании содержатся в отношении товара по п. "Краски дорожные" в части параметра "цвет", товара п. "Лак" по параметру "степень блеска", по п. "Ванночка для краски" к размерам поставляемого товара.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанными доводами и пояснил, что требования сформированы вышеуказанным образом ввиду технической ошибки.
Также Заявитель обжалует установление следующего неправомерного требования в Техническом задании: "п. 3.2 Гарантийный срок эксплуатации маркировочных материалов - 12 (двенадцать) месяцев со дня начала эксплуатации маркировочных материалов.
При этом к товару по п. "Краска дорожная" установлено требование о соответствии ГОСТ Р 52575-2006 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования", ГОСТ Р 52576
-2006 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний".
Вместе с тем вышеуказанными нормативными стандартами не предусмотрен гарантийный срок эксплуатации маркировочных материалов.
Кроме того, Заявитель в обоснование неправомерности установления требования к гарантийному сроку годности указывает, что за гарантийный срок эксплуатации маркировочных материалов должны нести ответственность иные лица, которые будут использовать этот товар по назначению при нанесении разметки на дороги и лиц, которые создают условия по содержанию этих дорог.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления гарантийного срока эксплуатации маркировочных материалов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 ст.33, ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. Также на заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы в отношении установления неправомерных требований в Техническом задании аукционной документации, которые, по мнению Заявителя, вводят в заблуждение участников закупки и влекут за собой ограничение количества участников закупки, в частности:
- "п. 2.7 С каждой поставленной партией красок (эмалей) для дорожной разметки или пластичных материалов для дорожной разметки должны передаваться следующие документы: паспорт с основными характеристиками товара (со ссылкой на стандарт организации или другой нормативный документ); инструкцию по технологии применения товара, в которой отражают правила проведения работ; правила техники безопасности, правила транспортировки и хранения товара; экологический (гигиенический) сертификат или другой документ, подтверждающий экологическую (гигиеническую) безопасность материала; сертификат соответствия на товар; данные по количеству и фракционному составу световозвращающих элементов (при их наличии в составе материала)".
При этом в своей жалобе Заявитель указывает, что положения данного пункта не описывают требования к формам, частности их содержанию не установлены, в связи с чем участникам закупки невозможно определить, как должна выглядеть инструкция по технологии применения товара, в которой отражают правила проведения работ, а также правила техники безопасности, правила транспортировки и хранения товара, какая именно информация должна быть в них изложена, чтобы документы являлись соответствующими и допустимыми.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные документы предоставляются в свободной форме, в связи с чем конкретные требования к оформлению к вышеуказанным документам не установлены.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о невозможности формирования заявки на участие в аукционе ввиду отсутствия подробного описания к формам данных документов.
Также в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное требование, изложенное в п. 2.7 Технического задания, а именно, по мнению Заявителя, описаны требования к пластичным материалам, которые не являются объектом закупки и не учтены при расчете начальной (максимальной) цены.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что п.2.7 Технического задания содержит следующее положение: "С каждой поставленной партией красок (эмалей) для дорожной разметки или пластичных материалов для дорожной разметки должны передаваться следующие документы: _".
Таким образом, аукционная документация предусматривает на выбор между "краской (эмалью) для дорожной разметки" и "пластичными материалами", при этом поскольку требования Формы 2 содержат товар п. "Краски дорожные", то требования к передаче документов установлены к товару данной позиции.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования вводят в заблуждение участников закупки и препятствуют подаче заявки на участие в аукционе.
Заявитель также обжалует неправомерное установление требований к маркировке, изложенным в п.5.5 Технического задания, а именно: "Маркировка должна быть выполнена типографской печатью либо другим способом, обеспечивающим сохранность маркировки в течение срока хранения материала, и нанесена на потребительскую, транспортную тару с красками (эмалей) для дорожной разметки или пластичными материалами для дорожной разметки непосредственно или в виде этикетки в соответствии с ГОСТ (п. 6.3,п. 6.9 настоящего Технического задания), и содержать следующие данные:
- наименование продукции;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование предприятия-изготовителя;
- область применения;
- правила и условия безопасного хранения и транспортировки;
- юридический адрес предприятия-изготовителя;
- массу нетто;
- массу брутто;
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- дату изготовления;
- номер партии;
- срок годности;
- обозначение нормативного документа, по которому изготавливается продукция".
По мнению Заявителя, из данного требования следует, что должна поставляться краска, которая имеет товарный знак, таким образом при отсутствии у товара товарного знака такое требование становится для участника закупки и исполнителя по контракту невыполнимым и нарушает положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, согласно которым в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков товара.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что требования установлены в соответствии с ГОСТ (п. 6.3 , п. 6.9 настоящего Технического задания),из буквального толкования которых можно сделать вывод, что данные нормативные стандарты устанавливают требования о том, что маркировка должна содержать товарный знак предприятия-изготовителя. При этом положения ГОСТ не устанавливают обязательного требования о том, что на маркировке товара должен быть указан товарный знак товара.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие данные доводы жалобы, а также свидетельствующие о том, вышеуказанные требования, установленные в аукционной документации, могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РОСХИМТОРГ" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Богородское" обоснованной в части неправомерных требований к стране происхождения поставляемого товара, невыполнимого требования к объему партии, указываемого в заявке Заказчика, а также противоречивым требованиям к товарам по п. "Краски дорожные", п. "Лак",п. "Ванночка для краски".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 ст.33, ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова
8-495-784-75-05, доб.179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 сентября 2018 г. N 2-57-11621/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2018