Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела административных делопроизводств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок С.О. Вершининой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 115 ДЗМ": Грачева Н.М., Седых С.Ю.,
ООО "РЕНОВАЦИЯ": Вальтера В.В.,
рассмотрев жалобу ООО "РЕНОВАЦИЯ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 115 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту 4-го этажа филиала N 1 ГБУЗ "ГП N 115 ДЗМ" по адресу ул. Маршала Новикова, д. 14, корп. 1 (Закупка N 0373200581918000071) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N45739/18 от 24.09.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам о различии или соответствии параметров одних товаров с параметрами других товаров, вводящие участников закупки в заблуждение, так например:
- п. "Раствор тип 1": "Свойства раствора: [различается с раствором тип 3 по применяемым вяжущим и идентичен с ним классом по средней плотности]";
- п. "Раствор тип 2": "Свойства раствора: [различается с раствором тип 1 по применяемым вяжущим и не идентичен с ним классом по средней плотности]";
- п. "Раствор тип 3": "Свойства раствора: [различается с раствором тип 2 классом по применяемым вяжущим и не идентичен с ним по заполнителю]";
- п. "Раствор тип 4": "Свойства раствора: [разнится с раствором тип 6 классом по средней плотности]".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены исходя из потребности Заказчика в получении товаров различных типов с различными характеристиками, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих установление Заказчиком неправомерных требований к товарам, вводящих участников закупки в заблуждение, а также препятствующих корректному формированию и подачи заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, вводящие участников закупки в заблуждение, так например:
- п. "Шкурка шлифовальная": "Исполнение шкурки шлифовальной: тканная; бумажная", "Зернистость нижнего слоя шкурки шлифовальной на связующем СФЖ: 12; не применяется", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку установленные Заказчиком требования позволяют представить значения, противоречащие нормативно-техническим регламентам;
- п. "Плитки керамические тип 2": "Форма плитки керамической, кроме плитки для пола: прямоугольная; квадратная", "Размеры плитки керамической прямоугольной формы, кроме плиток для пола: Ширина: 75; не применяется", "Вид завала плитки керамической кроме плитки для пола: с завалом 1-ой грани; с завалом 2-х смежных граней; не применяется", "Размеры квадратных плиток, кроме плитки для пола: Длина:
150; не применяется".
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих установление Заказчиком неправомерных требований к товарам, вводящих участников закупки в заблуждение, а также препятствующих корректному формированию и подачи заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении ответа на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что Заявителем в адрес Заказчика направлены запросы о даче разъяснений положений аукционной документации от 14.09.2018 NРД1, от 14.09.2018 NРД2, от 18.09.2018 NРД6, от 18.09.2018 NРД7, от 18.09.2018 NРД9 Заказчиком в соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе размещены в Единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих отсутствие ответа на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлены неправомерные требования к исполнителю, в частности:
- Перечень персонала привлекаемого к выполнению работ с предоставлением документов подтверждающих факт привлечения указанного персонала к выполняемым работам (трудовой договор, договор подряда), а так же профессиональных сертификатов, документов, подтверждающих аттестацию специалистов, медицинских справок установленного образца, документов, подтверждающих соблюдение требований миграционного законодательства;
- договор со специализированной организацией либо лицензию на вывоз отходов;
- Подрядчик не вправе привлекать к исполнению Контракта персонал не указанный в Перечне персонала привлекаемого к выполнению работ, указанному в п. 5.1. настоящего Технического задания. Привлечение к выполнению работ персонала, не включённого в Перечень персонала привлекаемого к выполнению работ, является существенным нарушением условий контракта. Заказчик имеет право требовать замены персонала в течение всего действия контракта. При этом Подрядчик обязан осуществлять замену и согласование кандидатур в течение одного рабочего дня;
- Подрядчик не вправе пользоваться коммунальными системами Заказчика (в связи с тем, что объём коммунальных услуг предоставляемых Заказчику лимитирован годовыми контрактами заключенными с тепло-, водо-, электро- снабжающими организациями и изменен быть не может).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика в соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе пояснил, что требование о наличии у исполнителя договора со специализированной организацией либо лицензию на вывоз отходов обусловлено необходимостью осуществлять подрядчиком уборку территории при выполнении строительных работ и вывоз строительного мусора, в том числе отходов, обращение с которыми лицензируется. Кроме того, требование о наличии у исполнителя документов, подтверждающих квалификацию работников, обусловлено потребностью Заказчика в получении качественного результата выполненных работ. В отношении согласования замены сотрудников исполнителя представитель Заказчика пояснил, что указанное требование установлено в соответствии с пропускным режимом на территории Заказчика.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих установление Заказчиком неправомерных требований к исполнителю, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком установлено неправомерное положение технического задания в части указания пятилетнего гарантийного срока выполненных работ, что не предусмотрено нормативно-техническими стандартами Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.11.3 технического задания аукционной документации: "В случае обнаружения Заказчиком недостатков результатов Работ по истечении гарантийного срока, но в пределах пяти лет с момента, когда результат работ был принят или должен был быть принят Заказчиком, Подрядчик несет ответственность, если Заказчик докажет, что недостатки возникли до передачи результатов работ Заказчику или по причинам, возникшим до этого момента".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, на основании каких нормативно-технических стандартах в техническом задании аукционной документации установлено требование о пятилетнем гарантийном сроке выполненных работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, вводящие участников закупки в заблуждение, а также препятствующие корректному формированию и подаче заявки на участие в аукционе, в частности:
- п. "Трубка теплоизоляционная тип 2": "Применение трубки теплоизоляционной: [для теплоизоляции медных труб того же типа]", "Диаметр трубки теплоизоляционной: 35; 28; 42", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку для применения медных труб того же типа необходимо представить значение внутреннего диаметра трубки изоляционной.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать потребность в установлении требований к товарам вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РЕНОВАЦИЯ" на действия ГБУЗ "ГП N 115 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также неправомерного требования к гарантийному сроку.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии К.А. Сомов
С.О. Вершинина
Исп. Сомов К.А. (495) 784-75-05 (077-178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 сентября 2018 г. N 2-57-11899/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018