Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.М. Беляевой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ": А.Д. Варабина, доверенность от 05.10.2018,
ООО "Диалог-Сервис": П.В. Ханжина, доверенность N47 от 01.06.2018,
в присутствии третьего лица: О.Ф. Поповой,
рассмотрев жалобу ООО "Диалог-Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещений 2 корпуса: коридоры, помещения на 3 этаже, замена стояков канализации, ХВС, ГВС в ГБУЗ "ГКБ N4 ДЗМ" (Закупка N0373200025518000146) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/47165/18 от 02.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, которые не предусмотрены сметной документации. Так, например, согласно локальной смете Заказчиком учтен 1 тип труб водогазопроводных, при этом, в Приложении к Техническому заданию "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" Заказчиком установлены требования к десяти типам труб водогазопроводным.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что расчет начальной (максимальной) цены контракта является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, при этом, в соответствии с аукционной документации обжалуемые товары учтены Локальной сметой, а также указан общий объем их использования, что соответствует положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, а именно:
- по п. "Шурупы тип 1": "Длина шурупа с диаметром резьбы 4 мм из углеродистой стали 35; 40; не применяется", "Длина шурупа с диаметром резьбы 3.5 мм из коррозионностойкой стали 10; 18; не применяется", "Длина шурупа с диаметром резьбы 2 мм из коррозионностойкой стали 13; 16; не применяется", "Условное обозначения материала изготовления шурупа 2; 0", "Длина шурупа с диаметром резьбы 5 мм из коррозионностойкой стали 35; 40; не применяется", "Толщина покрытия шурупа 9; 6", "Длина шурупа с диаметром резьбы 3.5 мм из углеродистой стали 13; 16; не применяется", "Диаметр резьбы стального шурупа с крестообразным шлицом 2, 3.5;не применяется", "Исполнение стального шурупа 1; 4", "Диаметр резьбы стального шурупа с прямым шлицом 4, 5; не применяется", "Вид покрытия шурупа никелевое; цинковое хроматированное; цинковое", "Длина шурупа с диаметром резьбы 5 мм из углеродистой стали 25; 30; не применяется", "Длина шурупа с диаметром резьбы 4 мм из коррозионностойкой стали 25; 30; не применяется", "Длина шурупа с диаметром резьбы 2 мм из углеродистой стали 7; 10; не применяется", п. "Шурупы тип 2: "Длина шурупа с диаметром резьбы 2 мм из углеродистой стали 13; 16; не применяется", "Длина шурупа с диаметром резьбы 4 мм из углеродистой стали 25; 30; не применяется", "Длина шурупа с диаметром резьбы 2 мм из коррозионностойкой стали 7; 10; не применяется", "Исполнение стального шурупа 2; 3", "Диаметр резьбы стального шурупа с прямым шлицом 2, 3.5; не применяется", "Длина шурупа с диаметром резьбы 5 мм из углеродистой стали 35; 40; не применяется", "Толщина покрытия шурупа 9; 6", "Длина шурупа с диаметром резьбы 5 мм из коррозионностойкой стали 25; 30; не применяется", "Длина шурупа с диаметром резьбы 3.5 мм из коррозионностойкой стали 13; 16; не применяется", "Вид покрытия шурупа никелевое; цинковое хроматированное; цинковое", "Условное обозначения материала изготовления шурупа 0; 2", "Длина шурупа с диаметром резьбы 3.5 мм из углеродистой стали 10; 18; не применяется", "Диаметр резьбы стального шурупа с крестообразным шлицом 4, 5; не применяется", "Длина шурупа с диаметром резьбы 4 мм из коррозионностойкой стали 35; 40; не применяется", поскольку, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к взаимосвязанным параметрам так, что участнику закупки не представляется возможным понять взаимосвязь параметров товаров напрямую из описания.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика пояснил, что согласно ГОСТ 1147-80 "Шурупы. Общие технические требования (с Изменениями N 1, 2, 3)" условным обозначением углеродистой стали является значение "0", условным обозначением коррозионностойкой стали "2". Таким образом, с учетом предоставления выбора по параметру "Условное обозначения материала изготовления шурупа 0; 2" участнику закупки необходимо указывать значения по иным параметрам в соответствии с положениями регламентирующих стандартов, при этом в случае, если характеристики не распространяются на определенный материал шурупа, участнику закупки необходимо указать "не применяется".
- по п. "Прокладка тип 4": "Исполнение уплотнительных поверхностей прокладки 1 или 2 или 3 или 4 или 5 или 8 или 9", "Диаметр условного прохода прокладки от 50* до 100*", "Тип исполнения прокладок А или Б или В или Г или Д", "Условное давление прокладки от 25* до 200*", поскольку исходя из требований у Заказчика отсутствует потребность в специфических свойствах товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанному товару установлены в соответствии с положениями регламентирующего стандарта, что не противоречит положеиям Закона о контрактной системе.
- по п. "Крепежный элемент: болты тип 5": "Назначение болта с шестигранной головкой класса точности В: Используются для соединения и крепления деталей и конструкций вместе с гайками и шайбами аналогичного типа подходящих размеров, изготовленных из одинаковой марки материала", поскольку в аукционной документации отсутствует указание на какую-либо марку материала.
Представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации отсутствует указание на какую-либо марку материала, при этом основным требованием требуемых деталей является идентичность марки.
- по п. "Кабели силовые тип 9": "Область применения: Предназначенные для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках на номинальное переменное напряжение 0,66 и 1кВ номинальной частотой 50 Гц", поскольку в одну требуемую характеристику включено одновременно два различных параметра.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанному товару установлены в соответствии с положениями ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ. Общие технические условия", при этом участнику закупки при формировании заявки необходимо продекларировать значение параметра "Область применения".
- по п. "Смеси сухие тип 5": "Максимальное время использования клея от 3 до 9 ч", п. "Смеси сухие тип 3": "Время работы с раствором сухих смесей от 19 до 41 мин", "Начало схватывания сухих смесей чем через 100 мин", поскольку, по мнению Заявителя, вышеуказанные требования к обжалуемым товарам могут вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, поскольку конкретные значения вышеуказанных параметров представляется возможным определить только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара. Кроме того, производители указанных товаров также не предоставляют конкретные показатели требуемых параметров.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии со сведениями производителей из сети "Интернет", что также подтверждается представленными Заказчиком скриншотами.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие, что требования к вышеуказанным товарам являются неправомерными. При этом Заявителем также не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствуют корректному формированию заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, а именно:
- по п. "Плиты акустические тип 1": "Лицевая поверхность плиты акустической: фактурная; гладкая; мелкозернистая, мелкорельефная; червоточины", "Рисунок фактурной поверхности: шероховатые не явные узоры; крупный рельефный рисунок", п. "Лента изоляционная тип 1": "Толщина двухсторонней ленты изоляционной от 0.35 до 0.4*", "Тип ленты изоляционной: односторонняя; двухсторонняя", п. "Плитки керамические тип 2": "Толщина плитки керамической прямоугольной формы от 7.5 до 8*", "Форма плитки керамической: Квадратная или прямоугольная", "Толщина плитки керамической квадратной формы от 8 до 10*", п. "Плинтус тип 1": "Сечение плинтуса: Толщина стенки кабель-канала: от 1* до 2.0*", "Исполнение плинтуса без кабель-канала; с кабель-каналом", п. "Лента изоляционная тип 3": "Тип хлопчатобумажной ленты изоляционной: Односторонняя; двухсторонняя", "Рабочая температура в условиях неагрессивных сред двухсторонней хлопчатобумажной ленты изоляционной -30 _ +30°С" и т.д.
По мнению Заявителя, по вышеуказанным параметрам неправомерно не предусмотрен показатель "не применяется", что, в свою очередь, позволяет участнику закупки указать значения соответствующие требованиям аукционной документации, но противоречащие положениям регламентирующего стандарта.
- по п. "Лента монтажная": "Диаметр отверстий: от 2 до 3,5", п. "Доски хвойных пород обрезные. Тип 1": "Длина от 2 до 6,5", п. "Профиль алюминиевый": "Длина: 3; 2; 2,5", п. "Профили стоек стальные, оцинкованные. Тип 2": "толщина от 0,5 до 0,6", п. "Кабели силовые тип 8": "Номинальная толщина изоляции жил": "0,6", п. "Кнопки для ленты": "высота шляпки: от 0,5 до 2,0", поскольку согласно Инструкции по представлению сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз", при этом исходя из наименования параметров, например "номинальная толщина изоляции жил: 0,6" для товара по п. "Кабели силовые тип 8", участнику закупки не представлется возможным определить, что участнику закупки необходимо указать в составе первой части заявки по параметру: одно или несколько значений.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлены требования к вышеуказанным товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Диалог-сервис" на действия ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
И.М. Беляева
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 октября 2018 г. N 2-57-12414/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018