Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГКУ ДПО "УМЦ ГО и ЧС": О.Э. Мирутенко, П.А. Калитова,
ООО "ИнвестПроект": В.Б. Балашова,
рассмотрев жалобу ООО "ИнвестПроект" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ДПО "УМЦ ГО и ЧС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку в 2018 году работ по ремонту учебных аудиторий (Закупка N0373200136518000044) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 21.09.2018 N45405/18, Комиссия Управления установила следующее.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы о неправомерном установлении в аукционной документации требований к показателям товаров, значения которых определяются в ходе проведения испытаний над определенной партией товара, в частности, к показателям товаров пп. "Плиты акустические типа из стекловолокна высокой прочности со специальным микропористым покрытием на лицевой стороне типа "Армстронг", "Сетка c пропиткой щелочестойкой полиакрилатной дисперсией, не подверженная горению", "Каркасы подвесных потолков с подвесками и деталями крепления", "Плиты минераловатные, теплоизоляционные на синтетическом связующем", "Смеси сухие для заполнения швов между плитками, цветные", "Грунтовка акриловая, адгезионная для обработки бетонных оснований перед оштукатуриванием, белого цвета", "Кабели силовые с медными жилами, марка ВВГнг(А)-LS, число жил и сечение 3х1.5, 3х2.5, 5х2.5, 5х10 мм2", "Трубы из самозатухающего полимерного композита, для прокладки открыто по стенам и потолкам с установкой соединительных коробок, гофрированная с зондом, без зонда, тип 1", "Кабель-каналы самозатухающей композиции на основе ПВХ, короба с направляющими, углы наружные, перегородки разделительные, заглушки, накладки на стык профилей, углы внутренние, накладки на стык крышки, углы наружные на основе композиции на основе АБС пластика и поликарбоната", "Светильники светодиодные накладные настенные и встраиваемые потолочные", "Лента термоизоляционная из вспененного синтетического, самозатухающего каучука с закрытой ячеистой структурой", "Трубы гофрированная с зондом, без зонда из самозатухающего полимерного композита для открытой прокладки по стенам и потолкам с установкой соединительных коробок, тип 2", "Смеси сухие для заполнения швов между плитками, цветные", "Сухая смесь для высококачественного оштукатуривания потолков и стен из бетона, кирпича, цементной штукатурки, поверхностей из пенополистирола, ЦСП, для гладких бетонных потолочных и стеновых поверхностей, для внутренних работ".
Так, например, по п. "Трубы из самозатухающего полимерного композита, для прокладки открыто по стенам и потолкам с установкой соединительных коробок, гофрированная с зондом, без зонда, тип 1" установлены в том числе требования к таким параметрам, как "Минимальная механическая прочность на 5 см при +20_2°С", "Минимальная диэлектрическая прочность", "Минимальное сопротивление изоляции".
Вместе с тем согласно ГОСТ 32126.1-2013 (IEC 60670-1:2002) "Коробки и корпусы для электрических аппаратов, устанавливаемые в стационарные электрические установки бытового и аналогичного назначения. Часть 1. Общие требования", требования о соответствии которому установлены в аукционной документации, коробки и корпусы должны иметь соответствующую механическую прочность, чтобы выдерживать механические нагрузки, возникающие при монтаже и нормальной эксплуатации. Проверку проводят соответствующими испытаниями по 15.1-15.3 ГОСТ 32126.1-2013.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционе имеют возможность указать конкретные значения обжалуемых характеристик поставляемых товаров без проведения испытаний определенной партии товара.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также на заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы в отношении установления неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, вводят в заблуждение участников закупки и препятсвуют формированию заявки на участие в аукционе, в частности:
- п. 54 "Смеси сухие цементно-песчаные, клеевые, высокоадгезионные для плиточных работ, для крепления на поверхности конструкций отделочных штучных изделий из искусственных и природных материалов, марка B12,5 (М150)": "Прочность на сжатие в возрасте 1 сут.: не менее 1.5 или не используется Мпа", "Класс по прочности на сжатие затвердевших растворов из напольных смесей: от В3.5* до В15*", "Класс по прочности на сжатие затвердевших растворов из напольных смесей от В3.5* до В15*".
Согласно п. 4.6.2 ГОСТ 31358-2007 "Смеси сухие строительные напольные на цементном вяжущем. Технические условия", требование о соответствии которому установлены в аукционной документации, в зависимости от прочности на сжатие устанавливают классы (марки) затвердевших растворов (бетонов) в проектном возрасте в соответствии с таблицей 2.
Таким образом, с учетом положений Инструкции (в случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения.), а также Таблицы 2 ГОСТ 31358-2007, минимально допустимое значение для параметра "Прочность на сжатие в возрасте 1 сут." является 7 Мпа, в то время как, аукционная документация допускает указание меньшего значения данного параметра.
В силу ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе представитель Заказчика пояснил, что при формировании требований к товару п.54 допущена техническая ошибка.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования по п. 16 "Блоки дверные металлические бронированные с бронированным стеклом, с ажурной ковкой, в комплекте с замком, защелкой, ручками" о соответствии ГОСТ 6629-88 "Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы и конструкция", поскольку данный стандарт утратил силу.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, свидетельствующих о возможности поставки товара, соответствующих данному стандарту.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1,2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении избыточных и неправомерных требований к товарам, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "ИнвестПроект" на действия ГКУ ДПО "УМЦ ГО и ЧС" обоснованной.
1. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1,2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Д.А. Сологов
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова тел. 8-495-784-75-05, доб.077-179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 сентября 2018 г. N 2-57-11798/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018