Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.М. Беляевой,
при участии представителей:
ГУП "Московский метрополитен": Сотниковой А.А.,
ООО "РСМ РУСЬ": Павленко В.А., Невидимкина С.Л.,
рассмотрев жалобу ООО "РСМ РУСЬ" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (ГУП "Московский метрополитен") за 2017 год (Закупка N 0573200007518000919) (далее - открытый конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/45815/18 от 24.09.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии государственного заказчика в отношении результатов оценки заявки Заявителя на участие в открытом конкурсе по нестоимостным критериям оценки заявок на участие в закупке.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок (предложений) на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок (предложений).
В соответствии с п.11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Соблюдение вышеуказанных положений в совокупности позволит обеспечить применение предусмотренной п.11 Правил 100-балльной шкалы по критерию (обеспечивается возможность присвоить лучшему предложению по критерию оценку в 100 баллов).В силу ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Комиссией Управления установлено, что согласно конкурсной документации по показателю "Наличие опыта проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственных обществ с долей государственного участия не менее 50% и (или) предприятий федерального уровня и (или) уровня субъектов федерации транспортной отрасли (перевозка пассажиров) и ежегодной выручкой более 10 млрд. руб. за период 2014 - 2016 гг., которые одновременно имеют в наличии не менее чем 5 территориально распределенных обособленных подразделений" нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки" оценивается количество аудиторских проверок указанных предприятий, проведенных участником.
Для оценки участника по данному критерию должны быть представлены копии заключенных Договоров (контрактов) и копии Актов выполненных работ (оказанных услуг), а также копии Отчетов о финансовых результатах (форма 2) контрагентов (организаций, которым оказывались услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности) за период с 2014 г. по 2016 г.
В случае непредставления указанных документов или предоставления документов не в полном объеме - опыт не засчитывается.
Количество баллов, присуждаемых по показателю остальным заявкам (НБЦi), определяется по формуле: НБЦi=КЗх100х(Кi/Кmax), где КЗ - коэффициент значимости показателя; Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя сообщил, что конкурсной комиссией Заказчика нарушен порядок оценки, поскольку не приняты во внимание контракты, так например с компаниями:
- АО "Воткинский завод", осуществляющей деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта;
- ПАО "МРСК Северо-Запада", осуществляющей деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта;
- ПАО "ОДК-УМПО", осуществляющей деятельность прочего сухопутного и внутреннего водного пассажирского транспорта;
- ПАО "АСЗ", осуществляющей деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта;
- АО "ТЮМЕНЬЭНЕРГО", осуществляющей регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении, деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта, а также занимающейся арендой судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем;
- АО "Аммоний", осуществляющей деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки;
- ОАО "АК "ТРАНСАЭРО", осуществляющей перевозку пассажирским транспортом.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с порядком оценки по вышеуказанному показателю засчитывались аудиторские проверки финансовой отчетности, соответствующие одновременно следующим условиям:
- субъекты отчетности должны иметь ежегодную выручку более 10 млрд. рублей;
- субъекты отчетности должны иметь не менее 5 территориально распределенных обособленных подразделений;
- субъекты отчетности относятся к хозяйствующим обществам и предприятиям транспортной отрасли, осуществляющим перевозку пассажиров;
- период финансовой отчетности - 2014 - 2016 год.
Таким образом, вышеуказанные Заявителем контракт не учтены конкурсной комиссией Заказчика по следующим причинам:
- АО "Воткинский завод"- отсутствует необходимое количество филиалов, отсутствует лицензия на перевозку пассажиров;
- ПАО "МРСК Северо-Запада" - отсутствует лицензия на перевозку пассажиров;
- ПАО "ОДК-УМПО" - отсутствует необходимое количество филиалов;
- ПАО "АСЗ" - отсутствует необходимое количество филиалов, отсутствует лицензия на перевозку пассажиров;
- АО "ТЮМЕНЬЭНЕРГО" - отсутствует лицензия на перевозку пассажиров;
- АО "Аммоний" - отсутствует необходимое количество филиалов, отсутствует лицензия на перевозку пассажиров, что также отражено в выписках указанных организаций из единого государственного реестра юридических лиц, доступных для ознакомления в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
- ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" - учтен конкурсной комиссией Заказчика.
Представитель Заказчика также пояснил, что конкурсная документация в части установления критерия содержала требование о виде деятельности "перевозка пассажиров", что полностью отражает основной вид деятельности ГУП "Московский метрополитен" и особенности его бухгалтерского учета.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, содержащие указание на то, в чем заключается нарушение конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки конкурсных заявок, установленного конкурсной документацией.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным, поскольку конкурсной комиссией Заказчика произведена оценка заявки ООО "РСМ РУСЬ" по показателю "Наличие опыта проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственных обществ с долей государственного участия не менее 50% и (или) предприятий федерального уровня и (или) уровня субъектов федерации транспортной отрасли (перевозка пассажиров) и ежегодной выручкой более 10 млрд. руб. за период 2014 - 2016 гг., которые одновременно имеют в наличии не менее чем 5 территориально распределенных обособленных подразделений" в полном соответствии с порядком оценки, установленным в конкурсной документации.
Доказательств обратного Заявителем не представлено, при этом в обоснование своих доводов представитель Заявителя указывал на то, что порядок оценки конкурсных заявок сформирован Заказчиком в нарушение действующего законодательства, поскольку из порядка оценки не следует, что к оценке будут приниматься только контракты с организациями, учреждениями и т.д, основной вид деятельности которых перевозка пассажиров.
Вместе с тем указанный довод не может быть рассмотрен Комиссией Управления при рассмотрении жалобы на действия конкурсной комиссии Заказчика, так как обжалование положений конкурсной документации возможно согласно ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, а не на этапе их рассмотрения.
При этом, в установленные срока Заявителем не обжаловались положения конкурсной документации, в том числе установленный Заказчиком порядок оценки, вместе с тем заявка Заявителя была оценена конкурсной комиссией Заказчика в соответствии с таким порядком, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим нормы Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы конкурсной комиссией Заказчика неправомерно оценены сведения о количестве аудиторских проверок предприятий, проведенных АО "БДО Юникон". Так, по мнению Заявителя, участником АО "БДО Юникон", признанным победителем конкурса, представлены копии заключенных Договоров (контрактов) и копии Актов выполненных работ (оказанных услуг), а также копии Отчетов о финансовых результатах (форма 2) контрагентов (организаций, которым оказывались услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности) за период с 2014 г. по 2016 г. в рамках оценки показателя"Наличие опыта проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственных обществ с долей государственного участия не менее 50% и (или) предприятий федерального уровня и (или) уровня субъектов федерации транспортной отрасли (перевозка пассажиров) и ежегодной выручкой более 10 млрд. руб. за период 2014 - 2016 гг., которые одновременно имеют в наличии не менее чем 5 территориально распределенных обособленных подразделений" нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки" не в полном объеме.
Комиссией Управления установлено, что согласно конкурсной документации по показателю "Наличие опыта проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственных обществ с долей государственного участия не менее 50% и (или) предприятий федерального уровня и (или) уровня субъектов федерации транспортной отрасли (перевозка пассажиров) и ежегодной выручкой более 10 млрд. руб. за период 2014 - 2016 гг., которые одновременно имеют в наличии не менее чем 5 территориально распределенных обособленных подразделений" нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки" оценивается количество аудиторских проверок указанных предприятий, проведенных участником.
Для оценки участника по данному критерию должны быть представлены копии заключенных Договоров (контрактов) и копии Актов выполненных работ (оказанных услуг), а также копии Отчетов о финансовых результатах (форма 2) контрагентов (организаций, которым оказывались услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности) за период с 2014 г. по 2016 г.
В случае непредставления указанных документов или предоставления документов не в полном объеме - опыт не засчитывается".
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что АО "БДО Юникон", признанным победителем конкурса, в составе конкурсной заявки представлены копии заключенных Договоров (контрактов) и копии Актов выполненных работ (оказанных услуг), а также копии Отчетов о финансовых результатах (форма 2) контрагентов (организаций, которым оказывались услуги по проведению обязательного аудита бухгалтерской отчетности) за период с 2014 г. по 2016 г. не в полном объеме, а именно представлены первая и последняя страницы копий договоров (контрактов).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что конкурсной комиссией Заказчика в рассматриваемом случае нарушен порядок оценки заявки АО "БДО Юникон" по показателю "Наличие опыта проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственных обществ с долей государственного участия не менее 50% и (или) предприятий федерального уровня и (или) уровня субъектов федерации транспортной отрасли (перевозка пассажиров) и ежегодной выручкой более 10 млрд. руб. за период 2014 - 2016 гг., которые одновременно имеют в наличии не менее чем 5 территориально распределенных обособленных подразделений" при оценке ряда договоров, в том числе вышеназванных, что повлекло за собой нарушение положений ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РСМ РУСЬ" на действия конкурсной комиссии ГУП "Московский метрополитен" обоснованной в части неправомерной оценки конкурсной заявки победителя не в соответствии с установленным порядком оценки.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение
ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе.
3 Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: Д.С. Грешнева
Члены Комиссии К.А. Сомов
И.М. Беляева
Исп.: К.А. Сомов (495)784-75-05(178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 сентября 2018 г. N 2-57-11933/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018