Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
СС и НМП им. А.С. Пучкова: О.С. Вайцеховского,
ООО "АБ-МОТОРС": М.В. Козырева,
рассмотрев жалобу ООО "АБ-МОТОРС" (далее - Заявитель) на действия СС и НМП им. А.С. Пучкова (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание систем видеонаблюдения на объектах СС и НМП им. А.С. Пучков (Закупка N 0373200000618000017) (далее - аукцион, электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отказе Заказчика от заключения государственного контракта по причини признания второй части заявки на участие в аукционе несоответствующей требованиям, установленным аукционной документацией.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/47671/18 от 05.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.09.2018 N0373200000618000017-3-2 ООО "АБ-МОТОРС" было признано победителем электронного аукциона, при этом Заказчиком в протоколе отказа от заключения контракта от 02.10.2018 N0373200000618000017-8 указано следующее основание, послужившие причиной неподписания контракта: "Заказчиком обнаружено, что по состоянию на 01.10.2018 сведения об ООО "АБ-Моторс" отсутствуют в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте: https://rmsp.nalog.ru/. На основании изложенного, руководствуясь частью 9 статьи 31 и частью 6.1. статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик принимает решение отказываться от заключения контракта с победителем аукциона Общество с ограниченной ответственностью "АБ-МОТОРС" из-за предоставления недостоверной информации в отношении своего соответствия указанным требованиям".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, ст.30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со ст.30 Закона о контрактной системе, является декларация, которая в рамках Закона о контрактной системе предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
При этом Комиссия Управления отмечает, что законодательно не установлены требования к форме и содержанию письменной декларации.
Положениями Информационной карты аукционной документации определено, что субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются преимущества в соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.7 ч.5 ст. 66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, основанием для признания заявки ООО "АБ-МОТОРС" не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, послужило представление ООО "АБ-МОТОРС" недостоверных сведений, а именно: в составе второй части заявки содержится декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, в то время как в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения об ООО "АБ-МОТОРС" (ИНН: 7733299842) отсутствуют.
На основании ч.1 ст.4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанной статьей.
В соответствии с ч.4 ст.4.1 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 ст. 4.1 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.
Так, в соответствии с п.1 ч.5 ст.4.1 Закона о развитии предпринимательства сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст.4 названного закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ч.3 ст.4 упомянутого закона), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в ч. 4 указанной статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Таким образом, законодательно установленная категория субъекта "малого" и "среднего" предпринимательства устанавливается уполномоченным на то органом государственной власти на основании имеющихся в его распоряжении документов в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также исходя из сведений, представленных названными лицами в отношении своей среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
При этом Закон о развитии предпринимательства не устанавливает обязанности юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя вносить сведения в упомянутый выше реестр, ввиду чего Заказчик должен исходить из достаточности факта предоставления в заявке декларации для определения принадлежности такого участника к субъекту малого предпринимательства.
В силу ч.4 ст.4 Закона о развитии предпринимательства, категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.2 и 3 ч.1.1 ст.4 Закона о развитии предпринимательства, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст.4 Закона о развитии предпринимательства.
Таким образом, из вышесказанного следует обязанность уполномоченного органа определить категорию юридического лица либо индивидуального предпринимателя на основании представленных за предыдущий календарный год документов, однако изменить такую категорию возможно лишь по истечении трех лет со дня ее первоначального установления.
Вместе с тем, в течение указанного периода времени юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель могут претерпеть существенные изменения в своей хозяйственной деятельности, что обусловит фактическую смену ими такого статуса при его юридической неизменности. Указанное означает, что даже при наличии установленного уполномоченным органом правового статуса "субъекта малого предпринимательства" или "субъекта среднего предпринимательства" юридическое лицо может фактически не иметь данных статусов и наоборот.
При этом, отклонение таких лиц от участия в закупочных процедурах со ссылкой на формальное их отсутствие в соответствующем реестре, не способствует обеспечению развития конкуренции и эффективности осуществления закупок и ведет к необоснованному ограничению количества потенциальных участников закупки и, как следствие, является недопустимым.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что основной признак субъекта малого предпринимательства в контексте ч. 4 ст. 4.1 Закона о контрактной системе закупок заключается не в наличии сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым упомянутой нормой права требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлена необходимость исключительно декларирования участниками закупки своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства и не устанавлены требования к тому, чтобы сведения о таком участнике содержались в реестре субъектов малого предпринимательства.
В силу ч.9 ст.31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч.1, ч.1.1, ч.2 и ч.2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что решение Заказчика в части отказа от заключения контракта с Заявителем по основаниям, указанным в протоколе отказа от заключения контракта от 02.10.2018 N0373200000618000017-8, неправомерно и нарушает положения ч.9 ст.31 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АБ-МОТОРС" на действия СС и НМП им.
А.С. Пучкова обоснованной.
2. Признать в действиях СС и НМП им. А.С. Пучкова нарушение ч.9 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии А.С. Спирякова
Г.А. Радочинский
Исп. Г.А. Радочинский
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 октября 2018 г. N 2-57-12556/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2018