Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Кутейникова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Спиряковой,
при участии представителя Управления судебного департамента в Ивановской области: В.Н. Пашина, доверенность N19/18 от 08.10.2018,
в отсутствие представителей ООО "ПромЭнерго", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NТФ/48009/18 от 08.10.2018,
рассмотрев жалобу ООО "ПромЭнерго" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в Ивановской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку видеорегистраторов к действующим системам видеонаблюдения для нужд районных (городских) судов г. Иваново и Ивановской области (Закупка N0133100002518000113) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/48009/18 от 08.10.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы в аукционной документации Заказчика отсутствует информация о датах начала и окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений аукционной документации.
Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукцион.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в нарушение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в аукционной документации, в том числе в Извещении о проведении электронного аукциона отсутствуют конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки, поскольку п.18 Информационной карты предусмотрена ссылка на положения ст.65 Закона о контрактной системе, что, в свою очередь, позволяет участникам закупки определить дату начала и окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации
2. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к поставляемым товарам, а именно:
- по п. "Видеорегистратор LTV RTM-160 00, 16-канальный TVI видеорегистратор или эквивалент": графа "технические показатели": "видеовходы": графа "допустимые характеристики": "Не менее: 16х BNC (TVI 1080p / AHD 720p / PAL)", графа "технические показатели": "Интерфейсы: Тревожные входы/ выходы": графа "допустимые характеристики": "не мене: 16 / 4", поскольку согласно Инструкции по представлению сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) "перечисление показателей через знаки "/", "\" означает, что Участник закупки должен предложить один из показателей, между которых установлен соответствующий знак", при этом участнику закупки не представляется возможным определить, что участнику закупки необходимо указать в составе заявки относительно установленных требований с учетом вышеуказанного положения Инструкции.
- по п. "Видеорегистратор LTV RTM-160 00, 16-канальный TVI видеорегистратор или эквивалент": "рабочая температура: -10°С...55°С", "Видеопоток: 32 кбит/с - 6 Мбит/с", поскольку аукционной документацией Заказчика, в том числе Инструкцией не предусмотрена трактовка знаков "...", "-".
- по п. "Видеорегистратор LTV RTM-160 00, 16-канальный TVI видеорегистратор или эквивалент": "Разрешение записи: не менее: 1080p, 1080p lite, 720p, VGA, WD1, 4CIF, CIF", поскольку согласно Инструкции "Перечисление показателей через знаки ",", ";", или, союз "и" означает, что предложение Участника закупки должно соответствовать всем перечисленным показателям (характеристикам)", "Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "диапазон должен быть не более от_- до_", "не менее_, но не более_", "от _, и до _", "до", "от", "диапазон должен быть не менее от_-до_", "должна быть возможность", "не должны", "либо", "должна иметь", то есть должны быть конкретными", при этом участнику закупки не представляется возможным определить, что в данном случае является нижней границей диапазона с учетом вышеуказанных положений Инструкции.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком подобным образом установлены требования к поставляемым товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта, размещенном в составе аукционной документации, ненадлежащим образом установлена ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
На основании ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В соответствии с ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссией Управления установлено, что в нарушение ч.5,7 ст.34 Закона о контрактной системе п.6.2.1, а также п.6.3.1 проекта контракта предусмотрено следующее: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Заказчиком обязательства по оплате, предусмотренного настоящим контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет одну трехсотую действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим контрактом и фактически исполненных Поставщиком".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлены положения Проекта государственного контракта, в том числе п.6.2.1, а также п.6.3.1 Проекта государственного контракта "Ответственность сторон" в соответствии с положениями постановления Правительство Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063" (далее - постановление Правительства N1042), согласно которому "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что при формировании документации о закупке Заказчикам необходимо руководствоваться в первую очередь положениями Закона о контрактной системе, являющимся Федеральным законом, и, следовательно, имеющим большую юридическую силу перед положениями постановлений Правительства, которым в данном случае выступает постановление Правительства N1042, принятый в развитие ст.34 Закона о контрактной системе. Кроме того, поскольку ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации могут быть отличны друг от друга, в том числе при начислении пени в ходе исполнения контракта, заключенного по результата проведения данного аукциона, ввиду чего Заказчиком могут быть начислены пени в размере, превышающем размер пени в случае применения Заказчиком при расчете ключевой ставки Центрального банка и наоборот.
4. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к поставляемому товару по п. "Видеорегистратор LTV RTM-160 00, 16-канальный TVI видеорегистратор или эквивалент", поскольку согласно п.5.1 Технического задания "поставляемый товар должен быть новым, качественным, ранее не использовавшимся, а также не должен иметь дефектов, связанных с конструкцией, качество товара должно соответствовать государственным стандартам (ГОСТ), техническим условиям (ТУ), требованиям завода-изготовителя и иной нормативно-технической документации на данный вид товаров и подтверждаться документами качества, необходимыми по действующему законодательству", при этом в аукционной документации отсутствует перечень регламентирующих стандартов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в системе стандартизации Российской Федеерации технические регламенты на видеорегистраторы отсутствуют, ввиду чего в аукционной документации отсутствует перечень регламентирующих стандартов относительно обжалуемого товара.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие невозможность формирования заявки на участие в закупке, а также свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в проекте государственного контракта неправомерно установлено, что заказчик имеет право проводить экспертизу поставленного Поставщиком товара, предусмотренных Контрактом, в части его соответствия условиям Контракта своими силами или путем привлечения экспертов, экспертных организаций.
Согласно ч.3 ст.94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Комиссией Управления установлено, что п.5.1 проекта государственного контракта предусмотрено следующее положение: "Заказчик имеет право: проводить экспертизу поставленного Поставщиком товара, предусмотренных контрактом".
При этом, исходя из буквального толкования положений ч.3 ст.94 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что Заказчиком априори должно быть выполнено требование, предусмотренное ст.94 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, в том числе документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов ООО "ПромЭнерго".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "ПромЭнерго" на действия Управление судебного департамента в Ивановской области обоснованной в части отсутствия в аукционной документации сроков предоставления разъяснений, в части установления неправомерных требований к товару по п. "Видеорегистратор LTV RTM-160 00, 16-канальный TVI видеорегистратор или эквивалент", а также в части неправомерного установления ответственности сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.11 ч.1 ст.64, п.1 ч.1, ч.2 ст.33,п.2 ч.1 ст.64, ч.5,7 ст.34 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: А.А. Кутейников
А.С. Спирякова
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 октября 2018 г. N 2-57-12558/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2018