Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.М. Беляевой,
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России: М.А. Рыбалова (доверенность от 01.06.2018 N б/н),
ООО "Мегатехника": Л.А. Истоминой (доверенность от 19.08.2018 N б/н),
рассмотрев жалобу ООО "Мегатехника" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку изделий санитарно-гигиенического назначения для
ЦСО (Закупка N0373100059318000219) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 26.09.2018 N ТФ/46219/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1. По мнению Заявителя, требования к характеристикам поставляемых товаров по пп.1-16 Технического задания являются излишне завышенными, конкретные показатели которых не указываются производителями в открытых источниках, а также в товаро-сопроводительных документах, что препятствует корректному формированию и подаче заявки на участие в аукционе, поскольку не представляется возможным достоверно указать значения таких характеристик, в частности: "Прочность на растяжение в сухом состоянии MD не менее 110 Н/ 15 мм, CD не менее 50 Н/ 15 мм. Прочность при растяжении во влажном состоянии MD не менее 18 Н/ 15 мм, CD не менее 9 Н/ 15 мм; Давление при разрыве в сухом состоянии не менее 320 кПа. Давление при разрыве во влажном состоянии не менее 70 кПа. pH вытяжки 5.0-8.0. Содержание сульфатов не более 0.25 % Содержание хлоридов не более 0.05% Флуоресценция менее 5 на 100 кв.см. Пропускная способность бумаги (по Бендстену) не менее 700 мл./мин. Репелентность воды не менее 25 с.", "пропускная способность по воздуху (Бендстен) не менее 2000 мл/мин., прочность при растяжении в сухом виде не менее 2.2 кН/м, драпируемость не более 150 мм, удлинение МД не менее 10 %, Бумага поставляется с чередованием листов разного цвета в упаковке. Крепированная бумага изготовлена из экологически чистой древесины (содержание сульфатов не более 0,25%, хлоридов - не более 0,05%)", "прочность пленки при термическом сваривании не менее 1.2 - 5.0 Н/ 15 мм при 190 °С, 200 кН/м2, плотность бумаги не менее 60 г/м кв., пропускная способность бумаги по воздуху (Бендстен) не менее 700 мл/мин", "Пропускная способность бумаги (по Бендстену) не менее 450 мл/мин".
Комиссией Управления установлено, что конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и приводит к ограничению количества участников закупки. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его характеристик путем проведения лабораторных испытаний приводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В силу ч. 2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих возможность указания конкретных показателей вышеуказанных характеристик в составе первой части заявки без проведения испытаний конкретной партии товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1,2 Закона о контрактной системе при установлении требований к поставляемым товарам по пп.1-16 Технического задания вышеуказанным образом.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на неустановление Заказчиком в аукционной документации преимуществ предоставляемых участникам закупки, являющимися организациями инвалидов.
На основании ч.9 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе, в том числе следующая информация: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" (далее - Постановление N 341) установлен перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (далее - Перечень).
На заседании Комиссии Управления установлено, согласно Извещению о проведении электронного аукциона, предметом закупки являются товары, отнесенные к коду ОКПД2 17.22.12.130 "Изделия санитарно-гигиенического назначения прочие из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон", который в свою очередь входит в Перечень, установленный Постановлением N 341.
Вместе с тем установлено, что аукционная документация не содержит условия о предоставлении преимуществ организациям инвалидов.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что преимущества предоставляемые участникам закупки, являющимися организациями инвалидов не установлены ввиду технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушению Заказчиком ч.3 ст.29 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы, Заказчиком необоснованно установлено количество необходимого товара по позиции 15, так как, исходя из потребности по аналогичным позициям, по мнению Заявителя, Заказчик не успеет использовать требуемое количество товара до истечения его срока годности.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что в материалах жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупок, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в том количестве, что указаны в аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Заявитель также обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении Заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а именно: по мнению Заявителя, в опубликованной файле "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" в графе "Количество (объем) продукции" указана 1 единица товара и ее стоимость, в то время как суммарное количество необходимого к поставке товара 18 793 штук.
На основании ч.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 ст.99 Закона о контрактной системе) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Таким образом, рассмотрение жалобы участника закупки на предмет неправомерности обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта не относятся к компетенции Московского УФАС России, в связи с чем данный довод жалобы остается без рассмотрения.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Мегатехника" на действия ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" Минздрава России обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также в части неустановления условия о предоставлении преимуществ организациям инвалидов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.29, пп.1,2 ч.1,2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. В части обжалования неправомерности обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить довод жалобы Заявителя без рассмотрения.
4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии: С.И. Казарин
Члены Комиссии: Е.А. Миронова
И.М. Беляева
Исп. Миронова Е.А.
8 (495) 784-75-05 доб. 077-179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 сентября 2018 г. N 2-57-12085/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2018