Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Специальный отдел профилактической дезинфекции" и материалы дела N7-1/565,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Специальный отдел профилактической дезинфекции" (далее - Заявитель), на действия заказчика - Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения закрытого аукциона на услуги по проведению истребительных мероприятий по уничтожению грызунов и насекомых в рамках санитарно-истребительного обслуживания (дератизация и дезинфекция) объектов казарменно-жилищного фонда ЖЭ(К)О N3 (г.Белогорск) (N0322400003218000132).
Заявителем обжалуются положения аукционной документации в части неправомерного отсутствия требования о наличии у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность.
На основании ст.99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N0322400003218000147 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 01.08.2018.
Объект закупки: услуги по проведению истребительных мероприятий по уничтожению грызунов и насекомых в рамках санитарно-истребительного обслуживания (дератизация и дезинфекция) объектов казарменно-жилищного фонда ЖЭ(К)О N3 (г.Белогорск).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 299 727,80 руб.
Источник финансирования: средства федеральных бюджетных учреждений.
Заказчик представил мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считает доводы жалобы необоснованными, а положения аукционной документации соответствующими Закону о контрактной системе.
Изучив материалы дела и заслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. Объект закупки является лицензируемым видом деятельности.
Согласно п.46 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу п.3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 Санитарно-эпидемиологических требований к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N52-ФЗ)).
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п.1 ст.29 Закона N52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью. Но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, они включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного Комиссия Хабаровского УФАС России полагает, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ подлежит лицензированию. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 12.01.2018 N310-КГ17-14344, а также в п.5 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017.
Как установлено Хабаровским УФАС России в Извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0322400003218000132 к участникам закупки предъявляются следующие требования:
1. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
2. Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Объектом закупки N0322400003218000132 является оказание услуг по проведению истребительных мероприятий по уничтожению грызунов и насекомых в рамках санитарно-истребительного обслуживания (дератизация и дезинфекция) объектов казарменно-жилищного фонда ЖЭ(К)О N3 (г.Белогорск).
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит в выводу, что отсутствие в Извещении о проведении электронного аукциона требования о наличии у участников закупки лицензии на медицинскую деятельность является нарушением п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что по результатам проведения закрытого аукциона с извещением N0322400003218000132 Заказчиком заключен контракт, Комиссий Хабаровского УФАС России принято решение предписание по настоящему делу не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Специальный отдел профилактической дезинфекции" на действия заказчика - Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО при осуществлении закупки путем проведения закрытого аукциона на услуги по проведению истребительных мероприятий по уничтожению грызунов и насекомых в рамках санитарно-истребительного обслуживания (дератизация и дезинфекция) объектов казарменно-жилищного фонда ЖЭ(К)О N3 (г.Белогорск) (N0322400003218000132) - обоснованной.
2. Признать заказчика - Филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО нарушившим п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела N 7-1/565 должностному лицу Хабаровского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 сентября 2018 г. N 367
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2018