Резолютивная часть решения объявлена 3 октября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 8 октября 2018 года г.Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Гудкевич Е.В., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., специалист-эксперт отдела контроля закупок управления Ковалькова А.С.,
с участием:
от заявителя - ООО "Сигма Групп" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика - управления строительства Администрации городского округа город Рыбинск (далее - заказчик) - представителей по доверенности Сыромятниковой Л.Н., Гутерман О.А.,
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее - уполномоченный орган), представителя по доверенности Коряжкиной А.А.,
от оператора электронной площадки - АО "ЭТС", представителя по доверенности не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Сигма Групп" на действия заказчика - управления строительства администрации городского округа город Рыбинск, уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Здание яслей, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Солнечная, д. 2" с исполнением функций технического заказчика (извещение N0171200001918001146) (далее - аукцион, аукционная комиссия) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Сигма Групп" на действия заказчика - управления строительства администрации городского округа город Рыбинск, уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Здание яслей, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Солнечная, д. 2" с исполнением функций технического заказчика (извещение N0171200001918001146).
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации (описание объекта закупки) неправомерно установлено требование о том, что подрядчик несёт ответственность за соблюдение безопасности при производстве работ на объекте, в том числе в соответствии с ППБ 01-03, утратившими силу в 2012 году.
В качестве одного из доводов жалобы заявитель указывает также на то, что заказчиком и уполномоченным органом, по мнению заявителя, неправомерно установлено в аукционной документации требование о выполнении подрядчиком всех работ по контракту собственными силами.
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения с указанием того, что аукционная документация на выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Здание яслей, Ярославская область, г. Рыбинск, ул.Солнечная, д. 2" с исполнением функций технического заказчика составлена и утверждена в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 11.09.2018 размещено извещение N0171200001918001146 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Здание яслей, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Солнечная, д. 2" с исполнением функций технического заказчика.
Оценивая довод заявителя о том, что, заказчиком и уполномоченным органом в аукционной документации (описание объекта закупки), по мнению заявителя, неправомерно установлено требование о том, что подрядчик несёт ответственность за соблюдение безопасности при производстве работ на объекте, в том числе в соответствии с ППБ 01-03, утратившими силу в 2012 году, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 1 "Требования, установленные Муниципальным заказчиком к качеству, техническим и объемным характеристикам работ, к их безопасности, требования к организации работ и ее результатам" раздела 2 "Описание объекта закупки" заказчиком и уполномоченным органом установлено, что подрядчик в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение к описанию объекта закупки), градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ППБ 01-03, СНиП, ГОСТ, ТУ и другими нормативами, действующими на территории Российской Федерации несет ответственность за соблюдение безопасности при производстве работ на объекте. Обеспечивает соблюдение действующих на территории объекта эксплуатирующей организации норм безопасности и внутреннего распорядка.
Представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что при формировании раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации последние руководствовались проектной и рабочей документацией на здание яслей, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Солнечная, д. 2, разработанной ООО "Рыбинскгражданпроект" во исполнение договора N7.18 на выполнение проектных работ от 20.03.2018, заключённого между ООО "Рыбинскгражданпроект" и МДОУ "Детский сад N6", в составе которой также имеется указание на ППБ 01-03. При этом указанная проектная документация имеет положительное заключение экспертизы N73-1-1-3-0043-18, утверждённое директором ГАУ ЯО "Яргосстройэкспертиза" А.В. Гавриловым 01.06.2018.
На заседании Комиссии установлено, что правила пожарной безопасности, утверждённые Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" утратили силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306.
Комиссия в данном случае соглашается с суждением заказчика и уполномоченного органа о том, что из конструкции процитированных выше оспариваемых заявителем положений аукционной документации следует, что при выполнении работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, потенциальные участники закупки (далее - подрядчик) должны руководствоваться исключительно действующими нормативно-техническими документами (то есть обязанность применять ППБ 01-03 возникает только в случае их актуальности на момент выполнения соответствующих работ), а также учитывает, что поводом для включения в аукционную документацию ссылки на ППБ 01-03 явилось наличие в распоряжении заказчика проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы, оснований не доверять которым не имелось.
Таким образом, Комиссия, исходя из имеющихся в её распоряжении документов и сведений, в данном конкретном случае не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе при включении в аукционную документацию (описание объекта закупки) условия о необходимости соблюдения потенциальным подрядчиком требований ППБ 01-03 по указанным выше причинам.
Комиссия не соглашается с доводом заявителя о том, что заказчиком и уполномоченным органом, неправомерно установлено в аукционной документации требование о выполнении подрядчиком всех работ по контракту собственными силами, по следующим причинам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу пунктов 1, 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и пункту 4 аукционной документации объектом рассматриваемой закупки является выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Здание яслей, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Солнечная, д. 2" с исполнением функций технического заказчика. Следовательно, в данном случае на отношения по выполнению вышеуказанных работ распространяются положения ГК РФ о договоре подряда.
В силу пункта 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
При рассмотрении настоящей жалобы Комиссия учитывает положения пункта 4 статьи 421 ГК РФ о том, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ).
В силу пункта 1 "Требования, установленные Муниципальным заказчиком к качеству, техническим и объемным характеристикам работ, к их безопасности, требования к организации работ и ее результатам" раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации подрядчик выполняет полный комплекс работ собственными и (или) привлеченными силами и средствами в установленный срок в соответствии с согласованной Муниципальным заказчиком проектно-сметной документацией (Приложение к описанию объекта закупки), обеспечивает поставку всех необходимых материалов и сдает объект в эксплуатацию.
Согласно пункту 1.2 раздела 21 "Предмет контракта" проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, подрядчик обязуется выполнить полный комплекс Работы по Контракту собственными и (или) привлеченными силами в сроки, и сдать в установленном порядке результат Работы на Объекте годном к эксплуатации в сроки Муниципальному заказчику, установленные п.2.1.
В соответствии с пунктом 5.1.1 раздела "Права и обязанности подрядчика" проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, подрядчик обязан выполнить все работы по настоящему Контракту собственными силами и силами привлеченных субподрядных организаций в соответствии с выданной Муниципальным заказчиком в производство работ проектно-сметной документацией (Приложение к Техническому заданию) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), в сроки, указанные в п.2.1. Контракта и в соответствии с Графиком производства работ.
Пунктом 5.1.20 раздела "Права и обязанности подрядчика" проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, на подрядчика возложена обязанность возвести собственными силами и за свой счет все необходимые временные здания и сооружения в соответствии с разделом "Проект организации строительства" (далее - ПОС) проектно-сметной документации, в том числе предусмотреть пункт мойки колес автомобилей.
Согласно частям 5, 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 13 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации предусмотрено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20 % от цены муниципального контракта.
Следовательно, утверждение заявителя о необходимости выполнения работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки, исключительно собственными силами подрядчика, с которым будет заключён контракт, не соответствует действительности.
При этом согласно части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570) утверждены следующие виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам:
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
3. Инженерная подготовка территории
4. Инженерная защита территории
5. Свайные работы
6. Устройство фундаментов и оснований
7. Возведение несущих конструкций
8. Возведение наружных ограждающих конструкций
9. Устройство кровли
10. Фасадные работы
11. Внутренние отделочные работы
12. Устройство внутренних санитарно-технических систем
13. Устройство внутренних электротехнических систем
14. Устройство внутренних трубопроводных систем
15. Устройство внутренних слаботочных систем
16. Установка подъемно-транспортного оборудования
17. Монтаж технологического оборудования
18. Пусконаладочные работы
19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
23. Устройство наружных сетей газоснабжения
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
25. Работы по обустройству автомобильной дороги
26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути
27. Устройство трубопроводов
28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
29. Устройство туннелей
30. Устройство штолен
31. Устройство искусственных сооружений
32. Дноуглубительные и водолазные работы
33. Гидротехнические работы
34. Благоустройство.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.
Иными словами, на заказчиков законодателем возложена обязанность в случае закупки работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства самостоятельно определить и включить в закупочную документацию перечень возможных видов работ по строительству, реконструкции объектов капительного строительства из числа видов работ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному или государственному контракту (то есть заказчик определяет такие виды работ, путём сопоставления видов работ, подлежащих выполнению на основании сметного расчёта (проектной документации), с видами работ, которые определены законодателем в качестве исчерпывающего перечня в постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N570).
Во исполнение требований постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N570, учитывая, что объектом закупки является выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Здание яслей, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Солнечная, д. 2" с исполнением функций технического заказчика, заказчик и уполномоченный орган предусмотрели в пункте 5 "Гарантийный срок" раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации то, что в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 подрядчик обязан самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту выполнить отдельные виды работ по строительству объекта капитального строительства в объеме не менее 25% цены контракта.
Виды работ |
Подготовительные работы |
Земляные работы |
Устройство фундаментов и оснований |
Возведение несущих конструкций |
Возведение наружных ограждающих конструкций |
Пусконаладочные работы |
Устройство наружных электрических сетей и линий связи |
Устройство наружных сетей канализации |
Устройство наружных сетей водоснабжения |
Устройство наружных сетей теплоснабжения |
Устройство наружных сетей газоснабжения |
Устройство дорожной одежды автомобильных дорог |
Работы по обустройству автомобильной дороги |
Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия |
Благоустройство |
Таким образом, положениями аукционной документации (раздел 1 "Информационная карта аукциона", раздел 2 "Описание объекта закупки", проект контракта) предусмотрена возможность привлечения потенциальным победителем аукциона субподрядчиков, за исключением случаев, прямо определённых действующим законодательством о контрактной системе (постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570), довод заявителя об обратном не нашёл подтверждения в ходе заседания Комиссии.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) Заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, Комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
решила:
признать жалобу ООО "Сигма Групп" (ИНН 2224165429, ОГРН 1142224001215) на действия заказчика - управления строительства администрации городского округа город Рыбинск (ИНН 7610070516, ОГРН 1067610046811), уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по организации строительства объекта капитального строительства: "Здание яслей, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Солнечная, д. 2" с исполнением функций технического заказчика (извещение N0171200001918001146) необоснованной.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 октября 2018 г. N 05-02/234ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2018