Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя управления Гудкевич Е.В., членов Комиссии: заместителя начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Итеграл" (далее также - ООО "Интеграл", заявитель, общество), представителя не направил, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
от заказчика, федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник" (далее также - государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль", заказчик), - представителя по доверенности Шаповал Т.М.,
от общества с ограниченной ответственностью "Промпроект" (далее также - ООО "Промпроект", участник закупки), - представителя по доверенности Коханской Е.И.,
рассмотрев жалобу ООО "Интеграл" на действия конкурсной комиссии заказчика, государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль", при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия "Здание б. Конюшенного двора, XVII в." (продолжение работ на памятнике) (извещение N 0371100009118000008) (далее также - конкурс с ограниченным участием, конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
02.10.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Интеграл" на действия конкурсной комиссии заказчика, государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль", при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия "Здание б. Конюшенного двора, XVII в." (продолжение работ на памятнике) (извещение N 0371100009118000008) (далее - жалоба).
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что конкурсная комиссия заказчика при вскрытии конвертов с заявками на участие в данной закупке в нарушение требований части 6 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не озвучила показатели, представленные участниками конкурса по критериям оценки заявок "Деловая репутация участника закупки" и "Квалификация трудовых ресурсов". Кроме того, по мнению общества, участник закупки ООО "Промпроект", возможно, представил в своей заявке недостоверные сведения по данным критериям.
Таким образом, ООО "Интеграл" просит признать жалобу обоснованной и выдать конкурсной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика с доводом жалобы относительно необъявления при вскрытии конвертов с заявками указанных в этих заявках условий исполнения контракта (кроме цены) согласился, вместе с тем указал, что такие условия отражены в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 01.10.2018 N ПРО1 для закупки N 0371100009118000008 (на достоверность представленные сведения конкурсная комиссия не проверяла), в связи с чем просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Представитель второго участника закупки, ООО "Промпроект" (порядковый номер заявки N 2), возражал против удовлетворения жалобы заявителя, представил письменные возражения.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, государственным музеем-заповедником "Ростовский Кремль", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 03.09.2018 размещено извещение N 0371100009118000008 о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия "Здание б. Конюшенного двора, XVII в." (продолжение работ на памятнике) вместе с конкурсной документацией.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 366 507 065,93 руб.
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (часть 1 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (пункт 1);
предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе (пункт 4);
критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 9).
Исходя из части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (часть 4 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:
предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона) (пункт 2);
в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона (пункт 6).
В данном случае в соответствии с извещением и конкурсной документацией объектом закупки является проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия "Здание б. Конюшенного двора, XVII в." (продолжение работ на памятнике).
Согласно пункту 31 части II "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием содержатся в приложении N 1 к данной части документации.
Так, в соответствии с приложением N 1 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием: их показатели, содержание, значимость и порядок оценки" к части II "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе:
1. Цена контракта - 50 %;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 50 %, включает 2 показателя:
2.1. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (значимость показателя - 30),
2.2. Деловая репутация участника закупки (значимость показателя - 70).
Требования к сведениям и документам, входящим в состав заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, указаны в пункте 19 части II "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации, согласно которым заявка должна содержать, в том числе заявку на участие в конкурсе с ограниченным участием (предложение участника закупки в отношении объекта закупки), а также сведения о деловой репутации участника закупки и сведения о квалификации трудовых ресурсов (специалистов, аттестованных федеральным органом охраны объектов культурного наследия) участника закупки.
Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе осуществляется в один день.
В соответствии с частями 6-8 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе.
Заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Участник открытого конкурса, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 24.09.2018 N ПВК1 для закупки N 0371100009118000008 при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием была объявлена информация:
- о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием;
- наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника конкурса с ограниченным участием, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается;
- наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией;
- условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в конкурсе с ограниченным участием и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Вместе с тем Комиссия, ознакомившись с представленной заказчиком аудиозаписью процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в рассматриваемом конкурсе, установила, что при проведении данной процедуры конкурсной комиссией заказчика не были озвучены условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в конкурсе с ограниченным участием и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (кроме цены контракта, предложенной участниками закупки), что, в свою очередь, является нарушением части 6 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частями 2-3.1 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Таким образом, по смыслу нормы части 3.1 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ проведение проверки представленных в составе заявок на участие в конкурсе сведений на достоверность является правом, а не обязанностью заказчика; и только в случае установления такой недостоверности (то есть когда в распоряжении конкурсной комиссии имеются неопровержимые доказательства) конкурсная комиссия заказчика обязана принять решение об отстранении этого участника от участия в конкурсе по указанному основанию.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 01.10.2018 N ПРО1 для закупки N 0371100009118000008 заявки двух участников закупки, ООО "Интеграл" (порядковый номер заявки N 1) и ООО "Промпроект" (порядковый номер заявки N 2) признаны конкурсной комиссией заказчика надлежащими.
Как пояснил представитель заказчика, проверка представленных в составе заявок сведений на достоверность конкурсной комиссией не проводилась, что, в свою очередь, по мнению заказчика, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия не усматривает в данном конкретном случае в действиях конкурсной комиссии заказчика, государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль", нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем довод заявителя об обратном является несостоятельным, учитывая, что доказательств того, что участником закупки ООО "Промпроект" в составе заявки представлены недостоверные сведения, жалоба ООО "Интеграл" не содержит.
В ходе проведения внеплановой проверки конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия "Здание б. Конюшенного двора, XVII в." (продолжение работ на памятнике) Комиссией установлено следующее.
1. Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе (пункт 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Требования к сведениям и документам, входящим в состав заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, указаны в пункте 19 части II "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации, согласно которым заявка должна содержать:
"1. Опись документов (форма N 1);
2. Заявку на участие в конкурсе с ограниченным участием (предложение участника закупки в отношении объекта закупки), подготовленную по форме N 2;
3. Сведения и документы об участнике закупки, подавшем такую заявку:
3.1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника конкурса с ограниченным участием, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона (указываются в Заявке на участие в конкурсе);
3.2. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса с ограниченным участием, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
3.3. Документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности (далее - руководитель). В случае если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью (при наличии) участника закупки и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
3.4. Документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктами 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в соответствии с положениями пункта 13 Информационная карта конкурсной документации);
3.5. Копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица);
3.6. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения (в случае если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и для участника закупки поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой);
3.7. Документы, подтверждающие право участника закупки на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, в случае, если участник конкурса с ограниченным участием заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов (при необходимости) - не требуются;
3.8. Документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов (при необходимости). При отсутствии в заявке на участие в конкурсе с ограниченным документов, предусмотренных настоящим подпунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работы, услуги, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (при необходимости);
3.9. Документы, подтверждающие добросовестность участника закупки, в соответствии со статьей 37 Закона о контрактной системе (если начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей, то предоставление указанных документов не требуется);
3.10. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием (платежное поручение или копия платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия в соответствии с требованиями статьи 45 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 года N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Указанные документы не представляются казенными учреждениями;
3.11. Сведения о квалификации трудовых ресурсов (специалистов, аттестованных федеральным органом охраны объектов культурного наследия) участника закупки (форма N 3.1);
3.12. Сведения о деловой репутации участника закупки (форма N 3.2);
3.13. Документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям (форма N 4).
Любые другие документы по усмотрению участника закупки".
Таким образом, в конкурсной документации отсутствует требование о предоставлении участниками данной закупки в составе заявок на участие в конкурсе декларации о соответствии таких участников требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, что является нарушением со стороны заказчика пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления (пункт 8 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частями 7-8 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодами времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления событий, которыми определено его начало.
Статьей 194 ГК РФ установлено, что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (статья 193 ГК РФ).
Таким образом, в данном случае, учитывая в том числе приведенные выше положения ГК РФ, для расчета даты окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений конкурсной документации необходимо выполнить следующие действия: (1) отнять от даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе пять дней, шестой день, таким образом, будет датой окончания срока, в течение которого участники закупки могут подать заказчику запрос, содержащий просьбу разъяснить положения конкурсной документации; (2) прибавить к этой дате еще два рабочих дня, таким образом, второй рабочий день будет являться датой окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений конкурсной документации (то есть не позднее этого дня срока заказчик может направить ответы на запросы о разъяснении положений документации, поступившие в последний возможный день срока).
Иными словами, дата окончания срока предоставления заказчиком участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации находится в прямой зависимости от даты поступления соответствующего запроса.
Согласно пункту 12 части II "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации заказчиком установлены следующие порядок и сроки предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации:
"Дата начала предоставления разъяснений положений конкурсной документации - документации - "03" сентября 2018 г. (дата размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса).
Дата окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации - "19" сентября 2018 г. (за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе).
Любой участник конкурса с ограниченным участием вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение 2 (двух) рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием".
Согласно пункту 21 части II "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации датой окончания срока подачи заявок на участие в данном конкурсе является 24.09.2018.
Таким образом, принимая во внимание избранный заказчиком способ изложения, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, установлена заказчиком противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом; поскольку, с одной стороны, такая дата установлена до 19.09.2018, с другой стороны, "в течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса <_>, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием" (то есть фактически позднее, чем 19.09.2018 на два рабочих дня); что, соответственно, является нарушением пункта 8 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. В соответствии с частями 5, 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Так, согласно пункту 17 части II "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлены в соответствии с проектом контракта.
Вместе с тем из анализа положений проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации, следует, что заказчиком в проект контракта включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (см. пункт 5.6 раздела 5 "Ответственность сторон" проекта государственного контракта), а условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в данном случае в контракт (с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта), соответственно, из содержания конкурсной документации не представляется возможным однозначно, четко установить, обязан ли подрядчик при исполнении контракта привлечь к выполнению работ субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что является нарушением части 6 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частями 4, 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проанализировав положения раздела 5 "Ответственность сторон" проекта государственного контракта Комиссия установила, что заказчиком обязательное условие об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлено исключительно в виде штрафа за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, при этом ответственность в виде пеней в данном случае отсутствует, что указывает на нарушение со стороны заказчика части 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
5. К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно разделу 3 "Порядок расчетов и сдачи-приемки выполненных работ" проекта государственного контракта заказчиком установлен следующий порядок оплаты по контракту:
"3.1. Оплата по настоящему контракту осуществляется за фактически выполненные работы. Основанием для промежуточной оплаты выполненных подрядчиком работ в объеме 95% являются справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), подписанные сторонами акты о приемке выполненных работ (форма КС-2) с отметкой о приемке выполненных работ лицами, ответственными за осуществление авторского и технического надзоров, иные надлежащим образом оформленные документы, указанные в пункте 3.2 контракта, а также наличие подробной 3-х стадийной (до проведения работ, в процессе проведения работ и после проведения работ) цветной фотофиксации (содержащей фотоснимок, наименование предмета (элемента).
Окончательны расчет в объеме 5% осуществляется после предоставления актов (приложение N 6 и N 7), но не позднее 135 рабочий дней с момента последней оплаты выполненных работ.
В электронной версии унифицированная форма КС-2 предоставляется подрядчиком заказчику в формате Excel.
3.2. Подрядчик ежемесячно / ежеквартально в срок до 25-го числа отчетного месяца представляет заказчику с сопроводительным письмом оформленный комплект документов (оригиналы), включающий в себя:
3.2.1. Первичную учетную документацию:
- акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) - 2 экз. на бумажном носителе 1 экз. в электронном виде;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) - 2 экз. на бумажном носителе и 1 экз. в электронном виде;
<_>
3.7. Все платежи со стороны заказчика производятся не позднее 10 дней после подписания государственным заказчиком документов формы N КС-2, N КС-3 и получения заказчиком от подрядчика иных оформленных надлежащим образом документов, указанных в п. 3.3 контракта.
3.8. Авансирование работ по контракту не предусмотрено.
<_>".
Из анализа проведенных условий проекта государственного контракта следует, что учитывая избранный заказчиком способ изложения, последним обязательные условия о порядке и сроках оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ установлено в нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок (вместо предусмотренного законом предельного срока - 30 дней, заказчиком установлено - не позднее 135 рабочих дней), что является нарушением части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью охранное предприятие "Интеграл" (ИНН 7743657222, ОГРН 1077759377717) на действия конкурсной комиссии заказчика, федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник" (ИНН 7609006266, ОГРН 1027601074368), при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия "Здание б. Конюшенного двора, XVII в." (продолжение работ на памятнике) (извещение N 0371100009118000008) обоснованной в части нарушения конкурсной комиссией заказчика части 6 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Признать конкурсную комиссию заказчика, федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник" (ИНН 7609006266, ОГРН 1027601074368), нарушившей части 6 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По итогам проведения внеплановой проверки конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия "Здание б. Конюшенного двора, XVII в." (продолжение работ на памятнике) (извещение N 0371100009118000008) признать заказчика, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник" (ИНН 7609006266, ОГРН 1027601074368), нарушившим часть 6 статьи 30, части 5 и 13.1 статьи 34, пункты 4 и 8 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику, федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник" (ИНН 7609006266, ОГРН 1027601074368), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Гудкевич Е.В. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 8 октября 2018 г. N 05-02/239Ж-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2018