Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" - <_>,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - <_>,
- в отсутствие представителей заявителя жалобы ООО "Медпроект", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Медпроект" (300004, г. Тула, ул. Марата, д. 184б, оф.220б) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" (620102, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 185), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), его комиссией при проведении электронного аукциона на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области (извещение N 0162200011818001759) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "Медпроект" (вх. N 01-21562 от 05.10.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при проведении электронного аукциона на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области (извещение N 0162200011818001759) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
19.09.2018 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011818001759 и аукционная документация на обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 658 895,00 рублей.
1. Согласно ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается в том числе информация, предусмотренная в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 10.4 части I "Общая часть" аукционной документации указана информация о месте доставки товара, месте выполнения работ или оказания услуг, а именно - Центральный склад Заказчика, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Волгоградская, 185.
Согласно положениям части II "описание объекта закупки" аукционной документации обеспечение инвалидов осуществляются в сурдологических кабинетах расположенных на территории Свердловской области.
Кроме того, согласно п. 4.2.1 части III "Проект контракта" обеспечение пенсионеров осуществляются в сурдологических кабинетах расположенных на территории Свердловской области.
Как пояснил представитель заказчика, все услуги оказываются исполнителем в сурдологических кабинетах, при этом на территории ГБУЗ СО "СОКБ N1" происходит передача актов приема-сдачи оказанных услуг и на их основании производится оплата.
Комиссией УФАС Свердловской области нарушения ст. 42 Закона о контрактной системе в данных действиях заказчика не усматривает. Следовательно, довод заявителя необоснован.
2. Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" определяет сурдологию-оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.
В силу пункта 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология - оториноларингология", утверждённого приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н, медицинская помощь по профилю "сурдология - оториноларингология" включает в себя, в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественное слухоречевое поведение.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии - оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса "В", представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно части II "Описание объекта закупки" аукционной документации обеспечение техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами является комплексным реабилитационным мероприятием, включающим в себя:
- проведение осмотра Получателя врачом сурдологом - оториноларингологом,
- подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям,
- индивидуальную настройку слухового аппарата,
- инструктаж, консультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом,
- выдачу слухового аппарата Получателю.
Таким образом, для проведения сурдологического приема больных, осуществления подбора, настройки слуховых аппаратов, проведения инструктажа, консультационной помощи по правильному пользованию слуховым аппаратом необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности "сурдология - оториноларингология".
В силу изложенного, указанные услуги могут оказываться только организациями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности.
Требования к участникам закупки установлены заказчиком в п. 12.1 части I "Общая часть" аукционной документации. Вместе с тем, в нарушение ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе в требованиях к участникам закупки заказчиком не установлено обязательное требование о наличии у участника лицензии на осуществление медицинской деятельности "сурдология - оториноларингология".
Довод представителя заказчика о том, что указание на ст. 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона является полным и надлежащим установлением требований в соответствии с нормами Закона о контрактной системе, а следовательно у заказчика отсутствует обязанность дублировать норму закона в раздел 12 документации, Комиссия Свердловского УФАС России признает необоснованным и не соответствующим положениям Закона о контрактной системе в силу следующего. В части 3 ст. 64 Закона о контрактной системе содержится прямое указание на необходимость установления в документации требований к участникам такого аукциона в соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе. А также согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать в том числе информацию, указанную в извещении о проведении аукциона.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В п. 13.2 части I "Общая часть" аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию, составу второй части заявки, в том числе: вторая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать: копию действующей лицензии на медицинскую деятельность включающей работы и услуги: а) сурдологии-оториноларингологии.
На рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что в составе второй части заявки требуется предоставить лицензию участника, а не соисполнителя, поскольку соисполнение контрактом не предусмотрено.
Таким образом, заказчик, установив в требованиях к составу второй части заявки необходимость предоставления лицензии, но при этом не установив в документации обязательное требование к участникам закупки о наличии лицензии, вводит участников закупки в заблуждение и нарушает ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное правонарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пунктом 13.1 части I "Общая часть" аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- наименование страны происхождения товара (в случае установления в извещении о проведении электронного аукциона, настоящей документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе 44-ФЗ);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В связи с тем, что предметом электронного аукциона N 0162200011818001759 является обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области, участник выражает согласие на оказание таких услуг и представляет конкретные показатели соответствующего товара, а именно - слуховых аппаратов. Кроме того, указанное согласие участника дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
В данной части довод заявителя не обоснован.
4. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В п. 13.2 части I "Общая часть" аукционной документации установлены требования к содержанию, составу второй части заявки, в том числе: вторая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать: копию действующего регистрационного удостоверения, выданного соответствующими уполномоченными Федеральными органами исполнительной власти, с приложениями. (в случае наличия приложений) на товар (товары), подлежащие поставке по контракту, указанные в описании объекта закупки и для которых наличие данного документа является обязательным в соответствии с требованиями, установленными в Российской Федерации.
Кроме того, в части II "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлено, что наличие регистрационного удостоверения и сертификата соответствия является обязательным условием рассмотрения заявки.
Согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Таким образом, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе заказчик требует предоставить в составе второй части заявки документ (сертификат соответствия), который в соответствии с законодательством Российской Федерации передается вместе с товаром.
Выявленное правонарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения.
В силу п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
На основании вышеизложенного, у Комиссии Свердловского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы по существу в части доводов по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
6. Относительно довода заявителя об использовании заказчиком показателей, не предусмотренных ГОСТами, Комиссией УФАС Свердловской области установлено следующее.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки в соответствии п. 10.1 части I "Общая часть" аукционной документации является обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области. При этом на территории Российской Федерации не зарегистрированы технические регламенты, стандарты и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В этом случае Заказчик устанавливает требование к услуге, в том числе к товарам, используемым в процессе ее оказания, в наибольшей степени отвечающие потребностям заказчика.
Согласно п. 10.2 части I "Общая часть" аукционной документации детальное описание объекта закупки, содержится в Части II "Описание объекта закупки".
В части II "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемых товаров (используемых материалов).
При формировании описания объекта закупки заказчик вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ и иной стандарт.
Комиссией УФАС Свердловской области установлено, что Заказчик применил все возможные, установленные в ГОСТах условные обозначения, требования, терминологию к техническим и функциональным характеристикам товара, используемого в процессе оказания услуг.
Таким образом, установленные характеристики слуховых аппаратов "Не менее 20-ти, или бесканальный тип обработки цифрового сигнала", "выделение речи - усиление речи согласно громкости", "Система подавления внезапных резких звуков", "Адаптивная направленность микрофона", "Бинауральная синхронизация регулировки усиления и переключения программ" соответствуют требованиям ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
7. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 13.1 части I "Общая часть" аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать, в том числе:
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В части II "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемых товаров (используемых материалов), в том числе:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
Ссылка на нормативный документ, на основании которого установлено требование к показателю |
Инструкция участнику закупки по формированию предложения |
|
Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности (17-07,17-13)* |
Количество каналов цифровой обработки звука |
Не менее 8-х |
Участник выбирает один из предложенных вариантов указанных Заказчиком через союз "или", при этом Участник указывает конкретное значение выбранного варианта |
В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком по показателю "Количество каналов цифровой обработки звука" позиции 2 "Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности (17-07,17-13)*" установлена инструкция по заполнению заявки, не позволяющая надлежащим образом заполнить заявку на участие в электронном аукционе, поскольку инструкцией предусмотрено, что "Участник выбирает один из предложенных вариантов указанных Заказчиком через союз "или", при этом Участник указывает конкретное значение выбранного варианта", вместе с тем в содержании (значении) показателя заказчиком установлено "не менее 8-х".
Выявленное правонарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, установлены ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний".
В части II "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемых товаров (используемых материалов), в том числе: "Все слуховые аппараты поставляются в стандартной комплектации: элемент питания - 2 шт., стандартные вкладыши".
Установленное заказчиком требование к поставке товара в комплектации "стандартные вкладыши" не противоречит положениям ГОСТ Р 51024-2012, поскольку данным стандартом установлены основные, общие требования к характеристикам слуховых аппаратов, не содержащие ограничения по комплектации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не доказано, что включение заказчиком указанного требования к слуховому аппарату каким-либо образом повлекло ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
9. В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В части II "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемых товаров (используемых материалов), в том числе:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Содержание (значение) показателя |
Ссылка на нормативный документ, на основании которого установлено требование к показателю |
Инструкция участнику закупки по формированию предложения |
1 |
Слуховой аппарат цифровой заушный мощный (17-06,17-13)* |
Возможность снятия аудиограммы(реальное ухо) |
Отсутствие |
Соответствие |
|
|
|
Перенос высокочастотных звуков в область низких частот слуха |
Отсутствие |
Соответствие |
|
|
Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности (17-07,17-13)* |
Бинауральная синхронизация регулировки усиления и переключения программ |
Отсутствие |
Соответствие |
Заказчиком установлены показатели товара "Возможность снятия аудиограммы (реальное ухо)", "Перенос высокочастотных звуков в область низких частот слуха" со значением "отсутствие" по позиции 1 "Слуховой аппарат цифровой заушный мощный (17-06,17-13)*"; показатель "Бинауральная синхронизация регулировки усиления и переключения программ" со значением "отсутствие" по позиции 2 "Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности (17-07,17-13)*".
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что отсутствие в товаре какой-либо характеристики не отражает реальную потребность заказчика в товаре, его характеристиках. При этом, устанавливая необходимость отсутствия какой-либо характеристики в товаре, заказчик необоснованно ограничивает количество участников закупки.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила одна заявка, что подтверждает вывод Комиссии о необоснованном ограничении количества участников закупки.
Кроме того, на рассмотрении жалобы представитель заказчика не обосновал необходимость указания таких характеристик. Вместе с тем, представитель заказчика пояснил, что "наличие" указанных характеристик в товаре не повлияет на его качество, функциональные характеристики, соответствующие потребностям заказчика.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что в данной части описание объекта закупки нарушает требования п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное правонарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10.Относительно довода заявителя об установлении характеристик товаров определенного производителя, Комиссией УФАС Свердловской области установлено следующее.
На рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснил, что сформированное техническое задание вместе с запросами коммерческих предложений было направлено в адрес потенциальных исполнителей. В качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик использовал информацию о ценах, поступившую от трех хозяйствующих субъектов. В данных коммерческих предложениях содержится информация о возможности использования при оказании услуг следующих слуховых аппаратов: цифровой заушный мощный "ПРЕМИА РН7" производства ООО "АЭРОН", Россия; цифровой заушный средней мощности "Bolero Q50 SP", производства компании Phonak, Швейцария; цифровой заушный мощный "Naida S IX UP" производства компании Phonak, Швейцария; цифровой заушный средней мощности "Motion PX 3BX", производства компании Siemens, Германия; цифровой заушный мощный "Фарос 3, производства ООО "КБ Аудиомаг", Россия; цифровой заушный средней мощности "NuEar Imagine 2 Prestige", производства компании Starkey, США.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что объектом закупки является обеспечение отдельных категорий граждан (взрослое население) слуховыми аппаратами, на оказание медицинских услуг по слуховому протезированию с предоставлением слуховых аппаратов гражданам, проживающим на территории Свердловской области, а не производство слуховых аппаратов, ввиду чего исполнителем услуг с использованием товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не его производитель.
Таким образом, в данной части описание объекта закупки соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, установленные значения показателей позволяют оформить заявку на участие в электронном аукционе, предложив товар, отвечающий потребностям заказчика.
Доказательств обратного Комиссии Свердловского УФАС России предоставлено не было.
Кроме того, согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку ООО "Медпроект", в том числе на рассмотрении жалобы, не представило Комиссии Свердловского УФАС России доказательств того, что требования части II "Описание объекта закупки" аукционной документации нарушают его права и законные интересы, не позволяют ООО "Медпроект" принять участие в электронном аукционе, ставят его в неравные условия по отношению к другим участникам закупки или иным образом нарушают его права, как участника аукциона, Комиссия антимонопольного органа нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медпроект" признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1" выявлены нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловская областная клиническая больница N 1", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, утвердившего (разработавшего) аукционную документацию (извещение N 0162200011818001759), с документами, удостоверяющими личность, а также документами, подтверждающими полномочия на действия по утверждению документации, объяснением по факту выявленного нарушения на составление протокола об административном правонарушении ________2019 г. в ________ по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3, 4 этаж.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 11 октября 2018 г. N 1550-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2018