Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия)
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс",
-в отсутствие заявителя в лице ИП Терентьева А.А., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП Терентьев А.А.(683038, г. Петропавловск-Камчатский, пр-т Циолковского, д. 23, кв. 99) о нарушении заказчиком в лицеГосударственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс"(620142, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Машинная, 31),его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на реализацию программы профессиональной переподготовки по направлению "Тьюторское сопровождение образования детей-инвалидови детей с ОВЗ" для педагогов и специалистов организаций, реализующих АООП и осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории муниципальных образований, входящих в Северный управленческий округ (извещение N 0362200052518000045), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Терентьева А.А. (вх. N 01-21584 от 08.10.2018 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на реализацию программы профессиональной переподготовки по направлению "Тьюторское сопровождение образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ" для педагогов и специалистов организаций, реализующих АООП и осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории муниципальных образований, входящих в Северный управленческий округ (извещение N 0362200052518000045)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что аукционной комиссией нарушен порядок подведения итогов электронного аукциона, так как заявка участника закупки в лице ИП Терентьева А.А. необоснованно признана несоответствующей требованиям аукционной документации, кроме того, указывает, что положения аукционной документации содержат нарушения требований Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводом жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
11 сентября 2018 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0362200052518000045и документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 972 010,00 рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с п. 3 ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.
Комиссией установлено, что в нарушение ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба в части обжалования положений аукционной документации была подана по истечении срока, установленного Законом о контрактной системе, так как жалоба поступила в Управление - 08.10.2018 г., вместе с тем, дата окончания подачи заявок - 19.09.2018 г.
Таким образом, у Комиссии Свердловского УФАС России нет правовых оснований для рассмотрения жалобы по существу в части доводов относительно положений аукционной документации в соответствии со ст. 105 Закона о контрактной системе.
25 сентября 2018 г. аукционной комиссией была проведена процедура подведения итогов электронного аукциона, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом заявка участника закупки ИП Терентьева А.А. признана несоответствующей требованиям конкурсной документации на основании п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе - вторая часть заявки не соответствуют требованиям п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе и п. 13.2 Части I "Общая часть" документации об электронном аукционе. Обоснование принятого решения: участник закупки не представил копию действующей лицензии на образовательную деятельность.
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системепри осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно извещению о проведении закупки, а также п. 10.1 части 1 аукционной документации объектом закупки является реализация программы профессиональной переподготовки по направлению "Тьюторское сопровождение образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ" для педагогов и специалистов организаций, реализующих АООП и осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории муниципальных образований, входящих в Северный управленческий округ.
В силу п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Комиссией установлено, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системезаказчиком в аукционной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на осуществление образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, п. 13.2 части 1 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать, в том числе, лицензию на осуществление образовательной деятельности, дающую право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, в том числе по программам дополнительного профессионального образования.
Комиссией установлено, что в составе второй части заявки участника закупки в лице ИП Терентьева А.А.отсутствуетлицензия на осуществление образовательной деятельности, что не соответствует требованиям аукционной документации.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системезаявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что аукционной комиссией заказчика принято правомерное решение о признании заявки участника закупки в лице ИП Терентьева А.А. несоответствующей требованиям аукционной документации на основании указанном в протоколе.
Также в рамках проведения внеплановой проверки на основании ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено нижеследующее.
Согласно ч. 5 ст. 63, п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 и ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе указывается краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, в том числе предмет контракта, проект которого является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Применительно к рассматриваемому электронному аукциону объект закупки поименован в извещении и документации как "Реализация программы профессиональной переподготовки по направлению "Тьюторское сопровождение образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ" для педагогов и специалистов организаций, реализующих АООП и осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории муниципальных образований, входящих в Северный управленческий округ".
В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе установленные заказчиком при осуществлении закупки требования к участникам закупки предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок (ч. 7). При этом заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6).
В извещении об осуществлении закупки согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе). При этом не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Контракт согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контрактов согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, требование к участникам закупки считается установленным (предъявленным) уже тогда, когда создаётся угроза наступления неблагоприятных для участника закупки последствий несоответствия его указанному требованию, причём независимо от того, в явной либо в завуалированной форме такое требование установлено (предъявлено) заказчиком.
В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые перечисленные в ч. 1 этой статьи требования к участникам закупки. Дополнительные требования к участникам закупок устанавливаются только при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, и закупки которых осуществляются только перечисленными в ч. 2 этой статьи способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно путём проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. При этом к таким дополнительным требованиям относятся требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие дополнительные требования к участникам закупок установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 в отношении прямо перечисленных в приложении N 1 к этому постановлению видов товаров, работ, услуг.
Поскольку среди прямо перечисленных в приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 видов работ отсутствуют работы, связанные с оказанием услуг по обучению по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации для педагогов и специалистов образовательных организаций, то у заказчика при осуществлении закупки таких работ путём проведения электронного аукциона отсутствуют законные основания для установления дополнительных требований к участникам закупки.
Требования, предъявляемые заказчиком в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе к участникам электронного аукциона, согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 и ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе указываются в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе, а запрет на установление (предъявление) дополнительных требований к участникам закупок не может быть обойден посредством их установления (предъявления) в завуалированной форме (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара).
Применительно к рассматриваемому аукциону в п. 5 ч. 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования к оказанию услуг, в том числе, в п. 5 указано: привлекаемый к реализации профессорско-преподавательский состав должен иметь:
- ученую степень кандидата/доктора наук (социологических, педагогических, психологических, медицинских, философских, юридических), не менее, чем у 80% заявленного для участия в программах;
- иметь опыт практической тьюторской деятельности, опыт работы в организациях, осуществляющих обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- публикации по темам, указанным в учебно-тематическом плане программы переподготовки, в научных изданиях ВАК (не менее 3);
- индекс научного цитирования (индекс Хирша по РИНЦ) у заявленного для участия в программах профессорско-преподавательского состава не ниже 2;
- опыт по реализации тем, указанных в учебно-тематических планах программ повышения квалификации, не менее 5 лет;
- опыт экспертной деятельности по темам, указанным в учебно-тематическом плане программы переподготовки;
- опыт участия в разработке и/или экспертизе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не менее, чем 20% заявленного для участия в программах профессорско-преподавательского состава;
- практический опыт работы в ПМПК, центрах психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи, ресурсных центрах поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов системы образования федерального или регионального уровня, в организациях, предоставляющих услуги ранней помощи детям (не менее, чем у 20% заявленного для участия в программах профессорско-преподавательского состава);
- разработанные и апробированные авторские подходы, программы, методики и технологии по темам, указанным в учебно-тематическом плане программы профессиональной переподготовки (не менее 2).
Списки преподавателей должны быть утверждены Исполнителем и не позднее чем за 5 календарных дней до начала обучения предоставлены на бумажном носителе на согласование Заказчику.
Таким образом, в п. 5 ч. 2 "Описание объекта закупки" аукционной документациизаказчиком установлены требования к трудовым ресурсам у Исполнителя - к квалификации и опыту преподавателей.
Вместе с тем, указанные требования не относятся к требованиям, предъявляемым кобъекту закупки или товару (материалом), используемым исполнителем и передаваемым им заказчику при оказании услуг по обучению по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации для педагогов и специалистов образовательных организаций, а являются необходимым для исполнения контракта трудовым ресурсом, требование о наличии у исполнителя которого является дополнительным требованием к участникам закупок. При этом в возражении на жалобу не приведено законное основание для установления заказчиком такого дополнительного (по отношению единым, в том числе лицензионным требованиям) требования к участникам закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что при описании объекта закупки заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе путём установления (предъявления) в завуалированной форме дополнительных требований к участникам закупки при отсутствии на то законных оснований.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Комиссией установлено, что 08 октября 2018 г. между заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс"и участником закупки в лице ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет" по итогам осуществления закупки (извещение N0362200052518000045) заключен государственный контрактN 43-ЭА-18 от 08.10.2018 г.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуИП Терентьева А.А.признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс" выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В действиях аукционной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Ресурс", его комиссиипредписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как по результатам закупки заключен государственный контракт.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица разработавшего документацию об электронном аукционе с документами удостоверяющими личность, а так же документами подтверждающие полномочия на действия по разработке документации N 0362200052518000045 на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 2019 г. в ______.
6. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица утвердившегодокументацию об электронном аукционе с документами удостоверяющими личность, а так же документами подтверждающие полномочия на действия по утверждениюдокументации N 0362200052518000045 на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 2019 г. в ______.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 11 октября 2018 г. N 1553-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2018