На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказов N274 от 06 сентября 2018 года "О проведении внеплановой проверки", N301 от 08 октября 2018года "О внесении изменений в приказ N274 от 06 сентября 2018 года "О проведении внеплановой проверки" (далее - Приказы) Управления Федеральной антимонопольной службы по КБР, Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Муниципального казенного учреждения культуры "Дом культуры с.п.Былым" требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении закупки способом электронного аукциона N0804600002718000003 "Капитальный ремонт здания МКУК Дом культуры с.п Былым" с начальной (максимальной) ценой контракта - 6 933 910,00 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступили информацииот ООО "Контракт",ООО "Каскад", ООО "Лидергрупп"о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0804600002718000003 "Капитальный ремонт здания МКУК Дом культуры с.п Былым" (извещение о проведении электронного аукциона -11.07.2018 г. 16:08 ч.) с начальной (максимальной) ценой контракта - 6 933 910,00 рублей.
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для детального анализа электронного аукциона N0804600002718000003 "Капитальный ремонт здания МКУК Дом культуры с.п Былым" (извещение о проведении электронного аукциона - 13.07.2018 г. 11:10 ч.)в адрес заказчика было направлено уведомление и приказ о проведении внеплановой проверки.
Рассмотрев доводы, изложенные в информациях о нарушении положений Закона о контрактной системе, изучив представленные заказчиком материалы дела, Инспекцией установлено, что электронный аукцион N0804600002718000003 "Капитальный ремонт здания МКУК Дом культуры с.п Былым" (извещение о проведении электронного аукциона - 11.07.2018 г. 16:08 ч.)был опубликован заказчиком для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 6 933 910,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 11.07.2018 г. 16:08 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 26.07.2018 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 27.07.2018 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 31.07.2018 г. в 09:55 ч.
На участие в электронном аукционе было подано 7 заявок, в результате рассмотрения первых частей 4 заявки отклонены от участия в аукционе, 3заявки допущены на участие в аукционе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 29 июля 2018года.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В рамках ч.3 ст.65 Заказа о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании ч.4 ст.65 Заказа о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе заказчик обязан дать разъяснения на поступивший запрос участника в случае, если указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, а именно, 23.07.2018 г. Днем окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе является 26.07.2018г.в 09:00 ч.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Следовательно, датой окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе должно быть 25.07.2018 г.
В документации об аукционе ошибочно заказчиком была установлена дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Согласно п.4 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Электронный аукцион N0804600002718000003 "Капитальный ремонт здания МКУК Дом культуры с.п Былым" заказчиком был размещен в единой информационной системе 11.07.2018 г. в 16:08 ч., установив дату и время окончания подачи заявок 26.07.2018г.в 09:00 ч.
13.07.2018 г. заказчиком были внесены изменения в документацию об аукционе, где датой и временем окончания подачи заявок было 26.07.2018 г. 09:00 ч.
В силу ч.6 ст.63, ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В нарушение ч.6 ст.63, ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе заказчиком при внесении изменений в документацию об аукционе не продлен срок подачи заявок на участие в аукционе так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.2 ст.68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе (ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе). Датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе является 27.07.2018 г., а датой проведения аукциона в электронной форме является 31.07.2018 г.
Исходя из буквального толкования ч.3 ст.68 Закона о контрактной системе,днем проведения электронного аукциона должен быть рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе, а именно 30.07.2018 г.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Наосновании п.2 ч.13ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Однако, в муниципальном контракте заказчиком не предусмотрено обязательное условие, регламентированное п.2 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
В п.4 документации об аукционе в составе второй части заявки на участие в аукционе заказчиком установлено требование о наличии в составе заявки участника закупки выписки из реестра членов СРО в областистроительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, втом числе с правом осуществлять работы по организации строительства, реконструкции икапитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договораюридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) поформе, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 "58 "Об утверждении формывыписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Вместе с тем, работы, предусмотренные в ведомости объемов работ, а также в локальном сметном расчете, не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с приказомМинрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". Соответственно, в составе второй части заявки на участие в аукционе не требуется наличие в составе заявки участника закупки выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе).
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован ст.66 Закона о контрактной системе, в ч.2 которой предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Основаниями отклонения заявок на участие в аукционе с индикационными номерами "103", "51" послужили, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 29 июля 2018года, несоответствия требованиям инструкции по заполнению заявки, однако в ходе проверки установлено, что заявки с индикационными номерами "103", "51" соответствуют положениям инструкции по заполнению заявки и требованиям Закона о контрактной системе.
По позиции 47 "Смесь песчано-гравийная" технического задания документации об аукционе заказчиком было установлено "Смесь песчано-гравийная: природная, обогащенная. В природной песчано-гравийной смеси содержание зерен гравия размером более 5 мм должно быть не менее 10% и не более 95% по массе. Обогащенная песчано-гравийная смесь должна быть группы*: от 15 до 25%, от 25 до 35%, от 35 до 50%, от 50 до 65% или от 65 до 75%.".
В заявках с идентификационными номерами"103", "51" по позиции 47 "Смесь песчано-гравийная" технического задания документации об аукционе предложена "Смесь песчано-гравийная: природная, обогащенная. В природной песчано-гравийной смеси содержание зерен гравия размером более 5 мм должно быть не менее 10% и не более 95% по массе. Обогащенная песчано-гравийная смесь должна быть группы*: от 15 до 25%, от 25 до 35%, от 35 до 50%, от 50 до 65% или от 65 до 75%.".
В протоколе рассмотрения первых частей на участие в аукционе от 29 июля 2018года указывается, что в заявках с идентификационными номерами "103", "51"не конкретизирован показатель по группе обогащенной песчано-гравийной смеси.
Вместе с тем, согласно п.4.3.2 ГОСТ 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" зерновой состав песчано-гравийной смеси характеризуют содержанием в ней фракций песка размером менее 0,16 мм, от 0,16 до 0,315 мм, от 0,315 до 0,63 мм, от 0,63 до 1,25 мм, от 1,25 до 2,5 мм и от 2,5 до 5,0 мм; фракций гравия размером от 5 до 10 мм, от 10 до 20 мм, от 20 до 40 мм и от 40 до 70 мм; фракций валунов размером от 70 до 100 мм и от 100 до 150 мм.
На основании п.6.1ГОСТ 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" методом испытаний определяетсязерновой состав песчано-гравийной смеси в порядке, установленном ГОСТ 8269.0, при этом в стандартный набор сит включают дополнительно сита с сетками N063, 0315 и 016.
В соответствии с п.4.3.4ГОСТ 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" обогащенная песчано-гравийная смесь в зависимости от содержания зерен гравия(от содержания в ней фракций) подразделяют на пять групп.
Учитывая вышеизложенное, Инспекция приходит к выводу, что требования к материалам, установленные в документации об аукционе, предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанное заказчиком требование, в частности, "Обогащенная песчано-гравийная смесь должна быть группы*: от 15 до 25%, от 25 до 35%, от 35 до 50%, от 50 до 65% или от 65 до 75%" приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия единой комиссии заказчика по отклонению участников закупки с идентификационными номерами "103", "51" являются необоснованными и незаконными, нарушающими права участников в сфере предпринимательской деятельности.
По позиции 71 "Раствор" технического задания документации об аукционе заказчиком было установлено "Готовый кладочный цементно-известковый марки 150, 200.Марка по морозостойкости должна быть выше F50.Вяжущими должны быть: цемент для строительных растворов, известь".
В заявках с идентификационными номерами"103", "51" по 71 "Раствор" технического задания документации об аукционе предложен "Готовый кладочный цементно-известковый марки 150. Марка по морозостойкости F100. Вяжущие: цемент для строительных растворов, известь".
В протоколе рассмотрения первых частей на участие в аукционе от 29 июля 2018года указывается, что участниками с идентификационными номерами "103", "51"нарушены положения инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, где сказано, что перечисление через запятую показателей товара (материала) после наименований характеристик товара (материала) "марка" и "класс" во множественном числе, означает, необходимость в товаре всех перечисленных марок, классов.
Однако, в позиции 71 "Раствор" технического задания документации об аукционе показатель товара "Марки 150, 200" находится в родительном падеже единственного числа, соответственно, положения выше указанной инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе не применяются и при формировании заявок участники руководствовались тем, что перечисление характеристик (показателей) материала, являющихся однородными иопределяющие многообразие вариантов исполнения материала, через запятую или точку сзапятой означает необходимость конкретизировать данные характеристики (показатели).
Следовательно, действия единой комиссии заказчика по отклонению участников закупки с идентификационными номерами "103", "51" являются необоснованными и незаконными, нарушающими права участников в сфере предпринимательской деятельности.
Аналогичные основания отклонения участников закупки с идентификационными номерами "103", "51" и по позиции 112 "Бетон" технического задания документации об аукционе.
Инспекция на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказов,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Муниципального казенного учреждения культуры "Дом культуры с.п. Былым" нарушенияч.3, ст.7, ч.2 ст.8, ч.6 ст.31, п.2 ч.13 ст.34, п.1 ч.1 ст.33, п.1,2 ч.1 ст.64,п.11 ч.1 ст.64,ч.6 ст.63, ч.6 ст.65, ч.1,3, 4 ст.67, ч.3 ст.68 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.В связи с тем, что по электронному аукциону N0804600002718000003 "Капитальный ремонт здания МКУК Дом культуры с.п Былым"муниципальный контракт заключен от 11.08.2018года, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 8 октября 2018 г. N 05-253/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018