резолютивная часть решения объявлена 09.00.2018 г.
в полном объеме решение изготовлено 12.10.2018 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская детская поликлиника N1" Гоовой Р.Х. по доверенности N68 от 08.10.2018 г.,
в отсутствии представителей заявителя - ООО "Бизнес помощник", надлежащим образом уведомленного о дате, месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона N0304300035018000044 "Поставка медицинского оборудования", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также, в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Бизнес помощник" на действия аукционной комиссии заказчика - ГБУЗ "Городская детская поликлиника N1" Минздрава КБР при проведении электронного аукциона "Поставка медицинского оборудования".
Из жалобы следует, что права и законные интересы заявителя нарушены действиями аукционной комиссии, выразившимися в необоснованном отказе в допуске к участию в электронном аукционе по позиции 9 "Емкость для хранения термометров", по позиции 12 "Набор гинекологических инструментов", по позиции 58 "Аппарат наркозный".
Заявитель считает отказ в допуске к участию в аукционе необоснованным, так по позиции 9 при описании объекта закупки "Емкость для хранения термометров" заказчик указывает, что допустимая температура воздействия должна быть не менее 750 С. При этом, емкости для хранения термометров с подобной температурой не существует. Заказчиком была допущена очевидная опечатка в параметре температуры (вместо знака градус "0" был указан ноль).
По позиции 12 заказчиком описаны характеристики необходимого ему набора гинекологических инструментов. В частности, указан материал, из которого должен быть изготовлен этот набор - медицинская сталь. Заказчик расписывает состав медицинской стали и требует от участника закупки описания состава стали, что является излишней информацией при описании объекта закупки и необоснованным требованием.
По позиции 58 концентрация кислорода в наркозных аппаратах (да и просто концентрация кислорода вообще) измеряется только в единице измерения "%", а если иной единицы измерения концентрации кислорода в наркозном аппарате не существует, то никакая другая единица измерения, кроме как "%", не могла быть заявлена участником закупки.
Заявитель просит признать в действиях заказчика нарушение Закона о контрактной системе, отменить протокол рассмотрения заявок и признать заявку ООО "Бизнес помощник" соответствующей требованиям документации.
Представитель заказчика отказ в допуске к участию в аукционе считает правомерным. Требование к допустимой температуре воздействия не менее 750 С установлено в связи с потребностью заказчика. Установление требований к составу медицинской стали также является потребностью заказчика. Отсутствие в предложении заявителя единицы измерения концентрации кислорода в наркозных аппаратах не позволяет однозначно определить данную характеристику.
Рассмотрев доводы заявителя, представителя заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
В единой информационной системе в сфере закупок 19 сентября 2018 года было размещено извещение N0304300035018000044 о проведении электронного аукциона "Поставка медицинского оборудования" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 823 799,33 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 27.09.2018 08:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 28.09.2018; дата проведения аукциона в электронной форме - 03.10.2018.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.09.2018 г., на участие в аукционе было подано 2 заявки, решением аукционной комиссии обоим участникам закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе. На основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукцион признан несостоявшимся.
Основанием отказа в допуске к участию в электронном аукционе заявки с номером "103833812" (ООО "Бизнес помощник") указан пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе - несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 44-ФЗ. По позиции 58 спецификации требовалось "_. с концентрацией кислорода 50 +/-5%", а участник указал "с концентрацией кислорода 50" без указания единицы измерения, что не позволяет однозначно определить данную характеристику предлагаемого участником товара (отсутствует конкретный показатель); По позиции 9 спецификации требовалось "Допустимая температура воздействия не менее 750 С", а участник указал "Допустимая температура воздействия 75 °С", что не соответствует требованиям документации; По позиции 12 спецификации требовалось "серы: менее 0,03", а участник указал "серы: 0,03", что не соответствует требованиям документации.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Как указано в части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Заказчиком в разделе 2 документации об аукционе установлены требования к поставляемым товарам, перечень которых состоит из 73 позиций.
Так, по позиции 9 "Емкость для хранения термометров" в документации установлено - _Допустимая температура воздействия не менее 750 С.
По позиции 12 "Набор гинекологических инструментов" в документации установлено - Набор гинекологических инструментов (зеркала по Куско). Материалом изготовления должна служить медицинская сталь составом не хуже: Состав стали: Х39CrMoV16, Содержание углерода 0,17-0,22%, хрома: 12-14%, серы: менее 0,03. твердость не менее 56-59 HRC_
По позиции 58 "Аппарат наркозный" установлено - _Аппарат должен обеспечивать: _ подачу вместо чистого кислорода кислородно-воздушной смеси с концентрацией кислорода 505%...
Согласно требованиям документации об аукционе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
В своей заявке участник закупки по позиции 9 "Емкость для хранения термометров" указывает - _Допустимая температура воздействия 75 °С.
Согласно ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин" температура Цельсия имеет единицу обозначения - градус Цельсия °С.
В документации об аукционе по данной позиции заказчик установил требование к температуре, которая обозначается в градусах Цельсия °С. Учитывая, что градус в показателях температуры не указан (750 С), Комиссия приходит к выводу, что заказчиком допущена техническая ошибка. При указанных обстоятельствах аукционной комиссии при рассмотрении заявок следовало показатель допустимой температуры воздействия не учитывать либо трактовать в пользу участника закупки.
Отказ в допуске к участию в аукционе по данной позиции признается Комиссией неправомерным.
По позиции 12 "Набор гинекологических инструментов" участник закупки указывает - _Состав стали: Х39CrMoV16, Содержание углерода 0,17-0,22%, хрома: 12-14%, серы: 0,03. твердость 56-59 HRC.
Содержание серы, указанное участником в заявке не соответствует требованиям документации об аукционе. Учитывая, что аукционная комиссия рассматривает заявки участников на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, отказ в допуске к участию в аукционе по данной позиции обоснован.
По позиции 58 "Аппарат наркозный" участник указывает - Аппарат обеспечивает подачу вместо чистого кислорода кислородно-воздушной смеси с концентрацией кислорода 50.
Участником по данной позиции указан конкретный показатель кислородно-воздушной смеси с концентрацией кислорода - 50. Документация об аукционе не содержит указание, что отсутствие в предложении участника закупки единицы измерения является основанием для признания такой заявки несоответствующей требованиям документации об аукционе.
Учитывая, что аукционная комиссия рассматривает заявки участников на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, отказ в допуске к участию в аукционе по позиции 58 признан неправомерным.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования, установленные заказчиком в документации об аукционе к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствуют положениям пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Федеральным законом от 31.12.2017 N504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в законную силу 01.07.2018 года, дополнена статья 31 Закона о контрактной системе пунктом 11, в частности, отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Данное требование носит императивный характер, и заказчики обязаны устанавливать соответствующие требования к участкам закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). В документации об аукционе заказчиком требование, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании объекта закупки по позиции 12 "Набор гинекологических инструментов" заказчиком излишне расписаны требования к составу медицинской стали, из которой изготовлены медицинские изделия, и конкретные показатели которой участники закупки на момент подачи заявки не могут знать.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2(2) указанного Постановления, для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень и не включенные в него.
В документации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N102 установлены ограничения допуска для отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно документации объектом закупки являются медицинские изделия (73 позиции), в том числе, набор камертонов медицинских, набор уретральных бужей, цитощетка одноразовая, бестеневая лампа, облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый бактерицидный, аппарат наркозный, дефибриллятор.
Между тем, облучатель-рециркулятор воздуха ультрафиолетовый бактерицидный относятся к коду ОКПД 2 - 28.25.14.110 "Оборудование и аппараты для фильтрования, обеззараживания и (или) очистки воздуха".
Бестеневая лампа относятся к коду ОКПД 2 - 27.40.39.110 "Операционные и смотровые медицинские светильники".
Набор камертонов медицинских относится к коду ОКПД 2 - 26.60.12.123 "Приборы для исследования звуковых колебаний в органах человека".
Аппарат наркозный относится к коду ОКПД 2 - 32.50.21.121 "Аппараты для ингаляционного наркоза".
Дефибриллятор относится к коду ОКПД 2 - 26.60.13.190 "Дефибрилляторы".
Цитощетка одноразовая относится к коду ОКПД 2 - 32.50.13.190 "Зонды урогенитальные".
Наборы уретральных бужей относится к коду ОКПД 2 - 32.50.13.190 "Инструменты зондирующие, бужирующие".
Все указанные выше медицинские изделия входят в перечень отдельных видов медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N102.
Таким образом, предметом контракта являются медицинские изделия, включенные в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств и не включенные в него, что нарушает положения статьи 14 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес помощник" обоснованной в части неправомерного отказа в допуске к участию в электронном аукционе по позициям 9 "Емкость для хранения термометров" и 58 "Аппарат наркозный".
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 11 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системы.
3. В связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. При повторном осуществлении закупки не допускать нарушения, указанные в настоящем решении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 9 октября 2018 г. N 05-254-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2018