На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказа Кабардино-Балкарского УФАС России N290 от 25.09.2018 г. инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
осуществив внеплановую проверку по поступившей информации о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона "Строительство 230 квартирного жилого дома (2-я очередь 108 квартир) г. Нальчик, ул. Московская, б/н" (закупка N0304100006318000033),
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от ООО "Перспектива" о нарушении законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Строительство 230 квартирного жилого дома (2-я очередь 108 квартир) г. Нальчик, ул. Московская, б/н".
В обращении указывалось, что извещение об осуществлении закупки не содержит сведения, предусмотренные статьей 31 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф. В соответствии с новым п. 4.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, он составляет 5% стоимости указанных работ. Однако заказчик в документации не устанавливает ответственность подрядчика за неисполнение указанного требования.
В п.16.1 проекта контракта установлено, что контракт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон. Заказчик, устанавливая в проекте контракта условие о подписании контракта в бумажном виде, нарушает часть 2 и часть 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе у заказчика - Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике были запрошены информация и документы по закупке, а также письменные объяснения по предмету обращения.
Инспекция, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам:
1. В единой информационной системе в сфере закупок 31 августа 2018 года было размещено извещение N0304100006318000033 о проведении электронного аукциона "Строительство 230 квартирного жилого дома (2-я очередь 108 квартир) г. Нальчик, ул. Московская, б/н" с начальной (максимальной) ценой контракта - 39 725 000,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 17.09.2018 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 18.09.2018; дата проведения аукциона в электронной форме - 19.09.2018.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.09.2018 г., на участие в аукционе была подана одна заявка. На основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
01.10.2018 г. с единственным участником электронного аукциона заключен государственный контракт.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении закупки указано, что единые требования к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а также требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ содержатся в прикрепленном файле.
Заказчиком в единой информационной системе размещено приложение к извещению о проведении электронного аукциона, где содержатся требования, предъявляемые к участникам аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам аукциона в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, информация об отсутствии в извещении о проведении электронного аукциона требований, предъявляемых к участникам аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе, не нашла своего подтверждения.
2. Частью 2 статьи 102 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства N 570 установлено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
В проекте контракта заказчиком определены конкретные виды работ и установлено, что подрядчик обязан самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту выполнить не менее 25% от цены контракта.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Согласно части 7 указанных Правил, за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Между тем, заказчиком в проекте контракта установлено условие, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:
- 10 процентов цены контракта (в случае если цена контракта не превышает 3 млн. рублей):
- 5 процентов цены контракта (в случае если цена контракта превышает 3 млн. рублей).
Условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установленные заказчиком в документации об аукционе не соответствуют Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ N1042, и нарушают положение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В проекте контракта (п. 16.1) заказчиком установлено, что контракт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
Согласно положениям статьи 83.2 Закона о контрактной системе, контракт по результатам электронной процедуры подписывается сторонами усиленной электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени победителя электронной процедуры и заказчика, соответственно.
Условие, указанное в п. 16.1 проекта контракта не устанавливает требование подписывать контракт в обязательном порядке в письменной форме, и не нарушает положений статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Инспекция на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика - Министерства внутренних дел Кабардино-Балкарской Республики нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела N05-251/18 соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции:
Участники инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 5 октября 2018 г. N 05-251-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2018