Резолютивная часть решения оглашена 02 октября 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 05 октября 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Новиковой Н.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ТрастИнвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку аппарата искусственной вентиляции легких (изв. N0169200001018001292) в присутствии:
- представителей Министерства здравоохранения Челябинской области (далее - заказчик) Кузнецова А.В., Гладковой И.Б., Грицковой Е.Н., Зайцева С.П., действующих на основании доверенностей от 01.08.2018, от 07.02.2018, от 19.09.2018,
в отсутствие представителей ООО "ТрастИнвест" (далее - заявитель, Общество),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 26.09.2018 поступила жалоба ООО "ТрастИнвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку аппарата искусственной вентиляции легких (изв. N0169200001018001292) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 10.09.2018 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 7 562 416,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 26.09.2018 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в подпункте "и" пункта 9.3 проекта контракта не определены документы, которые поставщик должен представить при поставке товара.
2. По мнению заявителя, заказчиком в проекте контракта не определен перечень обязательств поставщика в рамках исполнения контракта, что не соответствует законодательству о контрактной системе.
3. Заказчиком в описании объекта закупки установлены характеристики товара, которым соответствует только оборудование Newport HT70+. Как считает заявитель, данное обстоятельство свидетельствует об ограничении заказчиком конкуренции.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Документация об аукционе сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
1.1. В подпункте "и" пункта 9.3 проекта контракта указано, что оплата по контракту за поставленное оборудование и оказанные услуги осуществляется заказчиком после представления поставщиком копии документа о соответствии Оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями) (при наличии).
Как пояснено представителями заказчика, данное условие установлено в соответствии с пунктом 5.3 типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н. Перечень указанных документов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982. Более того, данные документы предоставляются поставщиком только при их наличии.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем не представлено документальное подтверждение факта невозможности исполнения условия, предусмотренного пунктом 9.3 проекта контракта. В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов ООО "ТрастИнвест", а также иных участников закупки, в связи с наличием в пункте 9.3 проекта контракта данного условия.
С учетом изложенного, довод жалобы заявителя в указанной части является необоснованным, ввиду недоказанности.
1.2. В пункте 5.1 проекта контракта установлено, что поставка Оборудования производится Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (Приложение N3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 60 дней с момента заключения Контракта, включая доставку, разгрузку, сборку, ввод Оборудования в эксплуатацию, установку, монтаж, наладку, пусконаладочные работы, которые осуществляются в течение 10 дней со дня доставки Оборудования.
Инструктаж персонала Заказчика (Получателя) работе на медицинском оборудовании и обучение правилам эксплуатации производится представителем Поставщика при вводе Оборудования в эксплуатацию.
Поставщик за 7 дней до осуществления поставки Оборудования в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (Приложение N3 к Контракту) направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки.
По мнению заявителя, указанное условие не позволяет исполнить контракт в полном объеме, ввиду отсутствия персонала учреждений, подлежащего инструктированию, а также отсутствия у получателей всех необходимых лицензий.
Как пояснено представителями заказчика, порядок оказания паллиативной медицинской помощи детям определен приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.04.2015 N 193н (далее - Порядок).
В силу пунктов 3, 8 Порядка паллиативная медицинская помощь детям в амбулаторных условиях оказывается выездной патронажной службой паллиативной медицинской помощи детям в соответствии с приложениями N 1 - 3 к Порядку.
Согласно пункту 2 Правил организации деятельности выездной патронажной службы паллиативной медицинской помощи детям, выездная служба является структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, оказывающей паллиативную медицинскую помощь детям, и создается в целях организации оказания паллиативной медицинской помощи детям в амбулаторных условиях.
В соответствии с пунктом 8 Правил выездная служба оснащается оборудованием в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку.
Пунктом 19 Стандарта оснащения выездной патронажной службы паллиативной предусмотрено наличие аппарата искусственной вентиляции легких многофункционального с возможностью управления по давлению и по объему, с возможностью проведения неинвазивной вентиляции, мониторинга, оценки параметров механики дыхания, передачи информации на внешнее устройство (по требованию).
Кроме того, пунктом 9 Правил установлено, что для обеспечения своей деятельности выездной службы используются возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой она создана.
Также Порядок устанавливает положение о том, что должность врача-анестезиолога-реаниматолога предусматривается в случае наличия пациентов, нуждающихся в проведении искусственной вентиляции легких. В штатных расписаниях указанных медицинских учреждений предусмотрены должности анестезиологов-реаниматологов, которые в случаях необходимости привлекаются в состав создаваемых выездных бригад. Оснащение указанных учреждений аппаратами искусственной вентиляции легких связано с предстоящим лицензированием данного вида медицинской деятельности и является одним из этапов процедуры лицензирования. Определение числа персонала медицинских учреждений, подлежащих обучению в ходе приемки товара, является обязанностью медицинских учреждений получателей и каких-либо предпосылок неисполнения указанного условия со стороны получателей на настоящей стадии закупки не имеется.
При этом, заявителем не представлено документальное подтверждение факта невозможности исполнения условия, предусмотренного пунктом 5.1 проекта контракта. Также в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов ООО "ТрастИнвест", а также иных участников закупки, в связи с наличием в пункте 5.1 проекта контракта данного условия.
Таким образом, довод жалобы заявителя в данной части является необоснованным, ввиду недоказанности.
2. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к закупаемым товарам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к информационной карте аукционной документации (техническое задание). Так, заказчику требуется аппарат искусственной вентиляции легких.
По мнению ООО "ТрастИнвест", содержащимся в техническом задании характеристикам соответствует исключительно оборудование Newport HT70+.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, свидетельствующие о безосновательном установлении заказчиком требований к товару, а также об отсутствии иных производителей, осуществляющих выпуск оборудования с характеристиками, установленными в техническом задании. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение того, что товар с характеристиками, указанными в техническом задании, соответствует исключительно оборудованию Newport HT70+.
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, требованиям технического задания соответствует, в том числе оборудование "HAMILTON T-1" производства компании Hamilton Medical (Швейцария). Указанный факт подтверждается коммерческими предложениями хозяйствующих субъектов (исх. N 306 от 06.09.2018).
При этом, заявителем в материалы дела не представлено каких-либо документов, опровергающих факт соответствия указанного медицинского изделия требованиям технического задания.
Также следует отметить, что на участие в аукционе поданы заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий "HAMILTON T-1" (производство компании Hamilton Medical (Швейцария), "Monnal T50" (производство компании "Эр Ликид Медикал Системз С.А."). Заявки указанных участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке.
С учетом изложенного, не представляется возможным сделать однозначный вывод о соответствии требованиям аукционной документации только оборудования Newport HT70+, а также о наличии в действиях заказчика признаков нарушения статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ООО "ТрастИнвест" об ограничении заказчиком конкуренции является необоснованным.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "ТрастИнвест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку аппарата искусственной вентиляции легких (изв. N0169200001018001292) необоснованными, ввиду недоказанности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Новикова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 октября 2018 г. N 610-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2018