Резолютивная часть решения оглашена 10 сентября 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 12 сентября 2018 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "САНАС" (далее - ООО "САНАС", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона N21205-2018-ЭА-2555 на оказание услуг по акарицидной обработке территорий городских кладбищ от клеща (извещение N 0169300000318002646) в присутствии:
- представителя "Муниципального казенного учреждения "Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска" (далее - МКУ "Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска", заказчик) Самосуевой Ольги Сергеевны, действующего на основании распоряжения N 111-К от 29.04.2011,
- представителя ООО "САНАС" Гуровой Жанны Георгиевны, действующей на основании доверенности N 99 от 09.10.2018,
- в отсутствие представителя Администрации города Магнитогорска (далее - уполномоченный орган), ходатайство о проведении Комиссии без участия представителей управления муниципального заказа администрации города Магнитогорска N УМЗ-02/144 от 08.10.2018;
.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 03.10.2018 поступила жалоба ООО "САНАС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N21205-2018-ЭА-2555 на оказание услуг по акарицидной обработке территорий городских кладбищ от клеща (извещение N 0169300000318002646) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам, извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по акарицидной обработке территорий городских кладбищ от клеща опубликовано Администрацией города Магнитогорска на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 21.09.2018 в 13:33.
Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по акарицидной обработке территорий городских кладбищ от клеща - 650 976,00 рублей.
Протокол N 0169300000318002646 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.09.2018.
Протокол проведения электронного аукциона от 08.10.2018.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта по результатам проведенного электронного аукциона составило 28%.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы ООО "САНАС" МКУ "Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска" неправомерно в техническом задании установлено требование к оказанию услуг о предоставлении исполнителем заказчику экспертного заключения, выданного аккредитованным учреждением о качестве проведенной акарицидной обработки. По мнению представителя заявителя, Приказом Роспотребнадзора N 224 от 19.07.2007 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсологических, гигиенических и иных видов оценок" (далее - Приказ Роспотребнадзора N 224 от 19.07.2007) не предусмотрено обязательного проведения экспертизы качества акарицидной обработки с подтверждением экспертным заключением, выданным аккредитованным учреждением. К тому же возложение обязанности на исполнителя предоставить заказчику экспертное заключение повлечет за собой дополнительные расходы на исполнителя, поскольку выдача подобных заключений является платной услугой, оказываемой Роспотребнадзором. Считают, что указанное обстоятельство ограничивает количество участников закупки.
Представитель МКУ "Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска" не согласился с доводами жалобы, пояснил что установление требования о предоставлении экспертного заключения обусловлено необходимостью контроля эффективности проведения акарицидной обработки. Считает жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Пунктом 3 документации об аукционе установлено - описание объекта закупки согласно техническому заданию (Приложение N 1 к документации об аукционе).
Приложением N 1 к документации об аукционе является Техническое задание на оказание услуг по акарицидной обработке территорий городских кладбищ от клеща. В соответствии с техническим заданием заказчиком установлено требование к оказанию услуг о предоставлении исполнителем экспертного заключения о качестве проведенной акарицидной обработки, выданное аккредитованным учреждением.
Представитель заказчика пояснил, что данное требование установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1602 "О порядке аттестации экспертов на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований", Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26 мая 2016 N 442 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Реестра аттестованных экспертов на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований".
Вместе с тем, указанные нормативные акты относятся к порядку аттестации экспертов, а также к формированию и ведению реестров аттестованных экспертов. Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок; порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утвержден Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224.
Так, в соответствии с пунктами 4 и 5 Приказа Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть: - предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; - заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
Санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лицензирования, социально-гигиенического мониторинга, - проводятся без взимания платы на основании предписаний и определений, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.
В иных случаях санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок могут проводиться по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз на договорной основе.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заявителя, определенное техническим заданием требование к оказанию услуги об обязательном проведении исполнителем энтомологического обследования на заселенность клещами до акарицидной обработки и контролем ее эффективности, является достаточным для заказчика в части установления соответствия оказанной услуги предъявляемым требованиям.
Необходимо отметить, что заявителем в обоснование своих доводов не представлено доказательств, подтверждающих наличие дополнительной финансовой нагрузки на исполнителя получением экспертного заключения о качестве проведенной акарицидной обработки и неправомерность установления такого требования.
В свою очередь, представитель заказчика пояснил, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, хозяйствующим субъектам направлялись запросы с содержанием технического задания рассматриваемой закупки. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что цена хозяйствующими субъектами предложена с учетом требований заказчика (в том числе о предоставлении исполнителем заказчику экспертного заключения, выданного аккредитованным учреждением о качестве проведенной акарицидной обработки). Кроме того, на участие в закупке поступило 7 заявок, в первых частях которых участники выразили согласие на участие в аукционе на условиях документации о закупке, четыре участника закупки приняли участие в электронном аукционе и сделали ценовые предложения, в результате которых снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 28%.
Таким образом, довод заявителя об ограничении количества участников закупки, неправомерном установлении требования о предоставлении экспертного заключения не находит подтверждения, не доказан.
При проведении внеплановой проверки в действиях заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
В нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе отсутствует ответственность подрядчика, установленная в пункте 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, пункте 5 Правил, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
В нарушение части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 3.2.6 проекта контракта установлена обязанность исполнителя предоставить заказчику информацию обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с исполнителем, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, не позднее 10 дней с момента заключения исполнителем таких договоров, поскольку указанная обязанность должна быть установлена в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию", который при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд составляет 100 млн. рублей.
Кроме того, пункт 3.2.7 проекта контракта, обязывающий исполнителя в случае замены соисполнителя из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на этапе исполнения контракта на другого соисполнителя из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций представлять заказчику документы, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым соисполнителем не соответствует рассматриваемой закупке, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе определено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" установлены условия об обязанностях и правах поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем, условие об обязанности привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций подлежит установлению заказчиками с целью исполнения требований части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе. Рассматриваемая закупка проводится для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и подлежит учету в объеме процентов совокупного годового объема закупок, осуществляемых у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако законодательством о контрактной системе обязанность исполнителя по договору на оказание услуг по акарицидной обработке территорий городских кладбищ от клеща предоставлять заказчику документы о замене соисполнителя, а также возможность замены соисполнителя не предусмотрена. К тому же привлечение к выполнению контракта соисполнителей является правом, а не обязанностью исполнителя в силу пунктов 3.1.1, 3.1.6 проекта контракта.
Таким образом, действия заказчика по установлению в проекте контракта обязанности исполнителя по предоставлению документов заказчику в случае замены соисполнителя, не соответствуют части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что заявителем не подтверждено намерение участия в рассматриваемой закупке (заявка не подавалась), нарушение прав и законных интересов; жалоба не содержит указание на положения Закона о контрактной системе, которые по мнению заявителя нарушены заказчиком; результаты проведенного аукциона; число участников, принявших участие в закупке, Комиссия принимает решение о выдаче МКУ "Комбинат похоронно-ритуальных услуг г. Магнитогорска" предписания об устранении выявленных при проведении внеплановой проверки нарушений при заключении контракта.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САНАС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N21205-2018-ЭА-2555 на оказание услуг по акарицидной обработке территорий городских кладбищ от клеща (извещение N 0169300000318002646) необоснованной в связи с недоказанностью.
2. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 октября 2018 г. N 623-ж/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2018