Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Стройком 888" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по благоустройству прилегающей территории и ремонту сетей " (извещение N 0318100028518000203) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что требование о предоставлении "Согласно п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений лицензируется. В перечень работ и услуг, составляющих данную деятельность, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 включается техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов. К участнику закупки предъявляются требования о наличии лицензии на выполнение данного вида работ", что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Представители заказчика с доводами Заявителя не согласились, считают, что требования документации не ограничивают прав и законных интересов участников закупки
Заказчиком - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по благоустройству прилегающей территории и ремонту сетей " (извещение N 0318100028518000203).
Начальная (максимальная) цена контракта - 55 149 490 ,32 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заявитель в жалобе указывает, что в нарушение ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации не установлено требование о наличии лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании п.6) ч.5 ст.63 Закон о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2) ч. 5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение). Положение определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг, перечень которых указан в Приложении к Положению.
В соответствии с п.8 приложения к Положению к работам и услугам, составляющим деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится, в том числе монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
Заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона в пункте "Требования к участникам" установлен перечень документов, предоставляемых в составе заявки на участие в аукционе, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям. Установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки:
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) СООТВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКА АУКЦИОНА ТРЕБОВАНИЯМ, УСТАНОВЛЕННЫМ ПУНКТАМИ 3 - 5, 7, 7.1, 9-10 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 31 ЗАКОНА 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Предусмотрено: Требование об отсутствии в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица 3 Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) На основании п.2 Приложения N1 постановления Правительства РФ от 04 февраля 2015 г. N99 |
Заказчиком в п. 32 "Информационной карты" документации электронного аукциона установлено:
Дополнительные требования, установленные в соответствии с статьей 31 Закона: Установлены 1. Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации основанной на членстве лиц, осуществляющих капитальный ремонт, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств*. Должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии). При этом совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать (с учетом цены контракта, заключаемого по результатам настоящего аукциона) предельный размер обязательств, исходя из которого участник закупки внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. *Не требуется членство в СРО участниками закупки: - Перечисленным в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ; - Предложившим цену контракта, не превышающую 3 млн. руб.
Документ подтверждающий соответствие участника требованиям: выписка из реестра членов саморегулируемой организации, членом которой является участник закупки. Форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2017 N 45921). Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении и документации закупки. Согласно п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений лицензируется. В перечень работ и услуг, составляющих данную деятельность, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 включается техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов. К участнику закупки предъявляются требования о наличии лицензии на выполнение данного вида работ. Документ, подтверждающий соответствие участника требованиям: Копия действующей лицензии. У участника закупки должно быть наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документ подтверждающий соответствие участника требованиям: - копия исполненного контракта (договора); - копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В "Проект контракта" Заказчиком установлено: "В случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности, входящие в состав работ, подлежащих выполнению по Контракту (лицензирование, членство в саморегулируемых организациях, аккредитация и прочее), Исполнитель обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих его соответствие, либо привлекаемых им субподрядчиков, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в течение всего срока исполнения Контракта. Указанные документы представляются Исполнителем по требованию Заказчика в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения соответствующего требования.".
Работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупка, а лишь входят в состав работ по строительству, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, таким образом неправомерно требовать от участника закупки, имеющего свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, одновременного предоставления лицензии МЧС.
Объектом закупки является "Выполнение работ по благоустройству прилегающей территории и ремонту сетей", определенный объем работ содержит информацию о монтаже противопожарной системы. В случае, если генеральный подрядчик не обладает в соответствии с действующим законодательством необходимой для выполнения таких работ лицензией, он имеет право, в соответствии с положениями контракта, заключить договор субподряда с организацией, которая имеет такую лицензию и в дальнейшем беспрепятственно выполнить монтаж данной системы.
Таким образом, указание в документации требования о наличии лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений противоречит положениям законодательства.
Аналогичная позиция содержится в п. 7 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Президиума Верховного суда РФ от 28.06.2017 "_В другом деле арбитражный суд признал отсутствие нарушений со стороны заказчика, который в числе требований к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту здания не указал на необходимость наличия лицензий по каждому виду работ, в том числе по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности.
Судом установлено, что объектом закупки являлись подрядные работы по капитальному ремонту здания. Конкурсная документация содержала требование о наличии лицензии на выполнение строительно-монтажных работ; у победителя торгов такая лицензия имелась. Работы по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности не являлись самостоятельным объектом закупки, а должны были выполняться исполнителем наряду с иными работами по капитальному ремонту_".
Комиссия на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройком 888" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" нарушение ч.3 ст.7, п.2) ч.1 ст.64, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N613
по делу NЭА-1740/2018 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
10 октября 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Стройком 888" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по благоустройству прилегающей территории и ремонту сетей " (извещение N 0318100028518000203) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе предписывает:
1. Заказчику - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7, п.2) ч.1 ст.64, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно:
- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион N 0318100028518000203;
- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 10.10.2018 г. по делу NЭА-1740/2018.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона N 0318100028518000203. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.
5. Заказчику в письменном виде в срок до 10.11.2018 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 октября 2018 г. N ЭА-1740/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2018