Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ГАЗОБЪЕКТ " (далее Заявитель) на действия заказчика- администрации Белореченского городского поселения Белореченского района при проведении открытого электронного аукциона N 0118300016418000099 "Ремонт автомобильной дороги по ул. Гоголя (от ул. Мира до ул. Ленина) в г. Белореченске. Ремонт автомобильной дороги по ул. Чехова (от ул. Победы до ул. Шопина) в г. Белореченске" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ГАЗОБЪЕКТ " считает, что заявка соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) и отклонена неправомерно.
Заказчиком предоставлены пояснения, согласно которым заявка отклонена обоснованно с учетом положений Закона о контрактной системе и Инструкции по заполнению заявки.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района на официальном сайте ЕИС размещено извещение и документация электронного аукциона N 0118300016418000099 "Ремонт автомобильной дороги по ул. Гоголя (от ул. Мира до ул. Ленина) в г. Белореченске. Ремонт автомобильной дороги по ул. Чехова (от ул. Победы до ул. Шопина) в г. Белореченске" с начальной (максимальной) ценой контракта - 6 577 795, 00 рублей.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом, и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям не допускается (ч. 5 ст.67 Закона о контрактной системе).
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 03.10.18 Заявителю отказано в допуске в связи с несоответствием информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе: позиция 2 Бетон. Крупные заполнителя для бетонов, указано участником: Щебень из гравия и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93. Согласно инструкции по заполнению заявки: "При установлении требований к показателям, значения которых участник закупки менять не вправе, заказчик использовал фразы "должен быть" в любой грамматической форме, в том числе с частицей "не", при этом, требование к значению таких показателей (показателя) установлено заказчиком в форме фразы или в форме полноценного предложения с использованием символа ". " в конце такого (таких) фраз и/или предложения (предложений). Данное правило является приоритетным в случае возникновения противоречия с другими правилами инструкции, кроме положения о возможности указать в значении показателя прочерк". Позиция 2 Бетон. Крупные заполнителя для бетонов, указано участником: "Наибольшая крупность заполнителя: 40". Согласно инструкции по заполнению заявки: "Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения". Позиция 7 Электроды. Номинальный диаметр электрода, определяемый диаметром стержня, d. Указано участником 4.Согласно инструкции по заполнению заявки: "Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения". Позиция 15 Люк чугунный. Полное открытие D, участником указано: "Полное открытие 550 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки: "При установлении требований к показателям, значения которых участник закупки менять не вправе, заказчик использовал фразы "должен быть" в любой грамматической форме, в том числе с частицей "не", при этом, требование к значению таких показателей (показателя) установлено заказчиком в форме фразы или в форме полноценного предложения с использованием символа "." в конце такого (таких) фраз и/или предложения (предложений). Данное правило является приоритетным в случае возникновения противоречия с другими правилами инструкции, кроме положения о возможности указать в значении показателя прочерк. Позиция 16. Доски обрезные. Номинальная толщина. Участником указано 25. Согласно инструкции по заполнению заявки: "Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения". Позиция 17. Доски обрезные. Номинальная толщина. Участником указано 50. Согласно инструкции по заполнению заявки: "Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения".
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении 5 к разделу 2 Описание объекта закупки заказчиком установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам отдельных товаров, используемых при выполнении работ.
В позиции 2 Бетон наименование показателя крупные заполнителя для бетонов, значение показателей, единицы измерения - щебень должен быть из гравия и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93 и\или щебень из отсевов дробления плотных горных пород по ГОСТ 31424-2010. Наибольшая крупность заполнителя: должен быть 40
В заявке участника - Щебень из гравия и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93.
Заказчик при отклонении ссылается на положение инструкции по заполнению заявки: "При установлении требований к показателям, значения которых участник закупки менять не вправе, заказчик использовал фразы "должен быть" в любой грамматической форме, в том числе с частицей "не", при этом, требование к значению таких показателей (показателя) установлено заказчиком в форме фразы или в форме полноценного предложения с использованием символа ". " в конце такого (таких) фраз и/или предложения (предложений). Данное правило является приоритетным в случае возникновения противоречия с другими правилами инструкции, кроме положения о возможности указать в значении показателя прочерк". При этом в инструкции также указано, что в случае, если заказчиком указано несколько взаимоисключающих наименований, товарных знаков, характеристик товара или значений параметров, участник обязан выбрать и указать один товар и его конкретную характеристику. Такие характеристики сопровождаются символами ";", "\". Также в инструкции указано, что при установлении заказчиком требований к нескольким взаимоисключающим товарам (материалам) участник закупки в первой части заявки указывает конкретные значения только тех показателей, которые относятся к предлагаемому им товару (материалу), участнику закупки следует учесть, что если какой-либо показатель не применим для определенного типа товара, предлагаемого участником, он должен отразить в заявке, что данный показатель не применим (не нормируется). Вместе с тем, Законом о контрактной систем запрещено устанавливать требования к оформлению заявки. В заявке Заявителя предоставлен конкретный показатель в отношении крупного заполнителя для бетона. Из приведенного значения показателя при использовании и\или не следует, что заказчиком необходимо одновременное использование указанных заполнителей. Таким образом, указанное требование вводит в заблуждение. Кроме того, в позиции 1 Бетон заказчик также указывает требования к крупным заполнителям бетона без использования фразы должен быть.
В заявке участника - наибольшая крупность заполнителя: 40, т.е. не указана единица измерения. Заказчик не указал единицы измерения крупности заполнителя, что противоречит п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе (при том, что название графы значение показателей, единицы измерения). При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик применяемых товаров, участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. При этом, согласно инструкции на участника возложено: "Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения. В случае, если заказчиком единицы измерения размеров не указаны считать, что они указаны в миллиметрах". В случае отсутствия в описании объекта закупи указания на другие единицы измерения показателей (либо наличия технических опечаток в единицах измерения показателей) их следует читать в соответствии с нормами действующих государственных стандартов. Согласно инструкции предложение участника должно позволять идентифицировать каждую товарную позицию при описании объекта закупки, в отношении показателя которой подается предложение. В заявке участник предлагает заполнитель согласно ГОСТ 8267-93, что позволяет идентифицировать товар.
Из протокола следует, что заявка участника N 103852826 также не допущена. При изучении заявки установлено, что в позиции 2 предложено: Щебень из гравия и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267-93. Наибольшая крупность заполнителя 40. Таким образом, участником предложены характеристики, аналогично, как у Заявителя. Однако согласно протоколу рассмотрения заявок заявка N 103852826 отклонена по иным основаниям.
В позиции 7,16, 17 участник отклонен в связи с неуказанием единиц измерения (диаметр стержня, номинальная толщина). В Описании объекта закупки позиция - номинальный диаметр электрода, определяемый диаметром стержня, d, 4\6. В заявке - номинальный диаметр электрода, определяемый диаметром стержня, d, 4. Также указан тип электрода Э42, который регламентирован ГОСТ 9466-75. В связи с чем, предложенные характеристики позволяют идентифицировать товар. В позиции 16 Доски обрезные номинальная толщина 25. В позиции 17 Доски обрезные номинальная толщина 44 и более. В заявке номинальная толщина 25, 50. Представленные сведения не противоречат Описанию объекта закупки и позволяют идентифицировать товар, регламентируемый ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86. Таким образом, невыполнение участником требований инструкции в части неуказания единиц измерения, отсутствующих в описании объекта закупки, в данной ситуации позволяет идентифицировать товар с учетом указанных в заявке показателей. Доказательства того, что заказчик в данных позициях использовал единицы измерения, не предусмотренные ГОСТами, регламентирующими данный товар, в материалах дела отсутствуют.
В позиции 15 Люк чугунный должно быть полное открытие не менее 550 мм. В заявке "Полное открытие 550 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки: "При установлении требований к показателям, значения которых участник закупки менять не вправе, заказчик использовал фразы "должен быть" в любой грамматической форме, в том числе с частицей "не", при этом, требование к значению таких показателей (показателя) установлено заказчиком в форме фразы или в форме полноценного предложения с использованием символа "." в конце такого (таких) фраз и/или предложения (предложений). В разделе 2 Описание объекта закупки. Техническое задание в требованиях к качеству выполнения работ указано - обеспечить входной контроль строительных материалов и конструкций на соответствие, в частности, ГОСТ 3634-99. Значение, указанное участником, не противоречит требованиям документации и ГОСТ.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГАЗОБЪЕКТ " обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - администрации МО Белореченское городское поселение Белореченского района нарушение ч.3 ст.7, п.2) ч.1 ст.33, п.2) ч.1 ст.64, ч.1, ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику (аукционной комиссии) -администрации МО Белореченское городское поселение Белореченского района выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N618
по делу N ЭА-1757/2018
о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
11 октября 2018 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения по делу N ЭА-1757/2018 от 11.10.2018, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ГАЗОБЪЕКТ " на действия заказчика - администрации Белореченского городского поселения Белореченского района при проведении открытого электронного аукциона N 0118300016418000099 "Ремонт автомобильной дороги по ул. Гоголя (от ул. Мира до ул. Ленина) в г. Белореченске. Ремонт автомобильной дороги по ул. Чехова (от ул. Победы до ул. Шопина) в г. Белореченске" в части нарушения законодательства о контрактной системе, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), предписывает заказчику (аукционной комиссии) - администрации Белореченского городского поселения Белореченского района устранить нарушение ч.3 ст.7, ч.1, ч.4 ст.67, п.2) ч.1 ст.64, п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе:
1.1. Заказчику (аукционной комиссии) - администрации Белореченского городского поселения Белореченского района отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки (далее Протоколы), назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию об отмене Протоколов. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протоколов.
1.2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона (при наличии);
- назначить время проведения Аукциона и разместить информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, об отмене Протоколов, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.
1.3. Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытым участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 1.2 настоящего предписания.
1.4. Аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 11.10.2018 по делу N ЭА - 1757/2018.
1.5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1.4 настоящего предписания.
1.6. Заказчику, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 11.10.2018 по делу N ЭА - 1757/2018.
2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ми рабочих дней с момента размещения в ЕИС.
3. В срок до 31.10.2018 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 октября 2018 г. N ЭА-1757/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2018