Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО РЦ "Ремесленник" (далее - Заявитель) на действия заказчика -ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России"при проведении электронного аукциона: "Работы по сносу (демонтажу) объекта незавершенного строительства Лечебного корпуса Литер У в филиале "Ясная поляна" (извещение N0318100058618000334) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. В составе аукционной документации размещены две инструкции по заполнению заявки, противоречащие друг другу.Заказчиком некорректно указаны требования к товарам.
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком-ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России"проводился электронный аукцион: "Работы по сносу (демонтажу) объекта незавершенного строительства Лечебного корпуса Литер У в филиале "Ясная поляна" (извещение N0318100058618000334).
Начальная (максимальная) цена контракта - 51 825 180,00 рублей.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используютсяустановленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" размещена инструкция по заполнению заявки, в соответствии с которой:
- "или", "/" - предложение с выполненным выбором между показателями, кроме случаев, когда выбор делать не требуется - носит описательный характер, с возможностью предложения различных описательных характеристик для одного товара;
- с сопровождением слова "все", необходимо указать все значения государственных стандартов в отношении установленного товара.
При этом, в файле "Аукционная документация" также содержится инструкция по заполнению заявки, в соответствии с которой:
- "или", "/" - предложение с выполненным выбором между показателями;
- требование к описанию с сопровождением слова "все" отсутствует.
Таким образом, документация электронного аукциона содержит противоречия, что является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Гвозди" Заказчик установил требования: соответствие ГОСТ, описание - гвозди требуются круглые, толевые, диаметр стержня - 2,0 мм, длина гвоздя - 25 мм, условный диаметр стержня - 3,5, 4, условное обозначение - ТП, длина - 120 мм.
Заказчик одновременно указывает два различных требования по длине гвоздей. Данное требование не позволяет участнику закупки определить какой именно показатель ему необходимо указать.
При этом вГОСТе4029-63"Гвозди толевые круглые" установлены следующие требования к песку:
1. Конструкция и размеры толевых круглых гвоздей должны соответствовать указанным на чертеже и в таблице.
;
мм
|
|
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
2,0 |
20 |
|
25 |
2,5 |
32 |
|
40 |
3,0 |
40 |
То есть, на основании вышеуказанного ГОСТ толевые круглые гвозди с диаметром 3,5 и 4 не производятся и противоречат ГОСТу 4029-63.
Кроме того, Заказчик требует гвозди с длиной 25 мм и одновременно с длиной 120 мм.
Исходя из изложенного Заказчик установил противоречивые требования.
Таким образом, доводы жалобы о некорректном указании требований к товарам по позиции гвозди, обоснованы.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Заклепки" Заказчик установил требования: диаметр - 4 (установлен на чертеже D).
При этом Заказчиком не установлена единица измерения диаметра заклепки, что не позволяет участнику закупки определить потребность Заказчика.
Таким образом, доводы жалобы о некорректном указании требований к товарам по позиции заклепки, обоснованы.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Стойка" Заказчик установил требования: зазор штанги и опоры по периметру - не более 1 мм, диаметр трубы опоры - 76 мм, диаметр трубы штанги - 52 мм.
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик допускает зазор в 1 м.
Вместе с тем, в аукционной документации установлено требование к зазору - 1 мм.
Таким образом, доводы жалобы о некорректном указании требований к товарам по позиции стойка, необоснованы.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Конструкции демонтажные N1" Заказчик установил требования: окна закрепления к стволу в устройстве подмостей, межосевое расстояние 4,4 м.
Показатель содержится в одной ячейке. Окно закрепления к стволу в устройстве подмостей это стандартный элемент конструкций демонтажный данного типа.
Кроме того, приведен рисунок и установлено описание конструкции. Окно установлено в подмостях на местах крепления к стволам.
Таким образом, доводы жалобы о некорректном указании требований к товарам по позиции конструкции демонтажные, необоснованы.
В "Инструкции по заполнению заявки" аукционной документации" установлено, что первая часть заявки должна содержать предложение в отношении позиций товаров, к которым предъявлены требования в сведениях о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные
сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) (Приложение N 1 к ТЗ), а также сведения: конструкции демонтажные металлические на сварных или болтокомплектных креплениях, стойки окрашенные (неокрашенные).
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявку должна содержать требования к заполнению заявки, а не требованиям к товарам, используемым при выполнении работ.
Также вышеуказанной инструкцией предусмотрено, что участники закупки представляют сведения о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патенте (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара.
Тогда как п. 2) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе предусматривает, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки аукционной документации составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Канат" Заказчик установил требования: соответствие ГОСТ, номинальная линейная плотность каболки - 1190, по виду исходного сырья - П-пеньковый, по виду конструкции - Т-тросовой свивки, ориентировочный размер каната - 37 - 40 мм.
При этом в ГОСТе 30055-93 "Канаты из полимерных материалов и комбинированные" установлены следующие требования к канату:
Номинальная линейная плотность каболки не превышает 8,6 ктекс.
Исходя из изложенного, требования Заказчика противоречат требованиям ГОСТ.
Таким образом, доводы жалобы о некорректном указании требований к товарам по позиции канат, обоснованы.
Кроме того, Комиссией установлено, что документация об аукционе сформирована заказчиком таким образом, что для подачи заявки участнику закупки необходимо соотнести все показатели товаров с типами и подтипами указанными в сведениях о характеристиках товара, для чего необходимо структурировать по порядку соотношение "показатель товара - позиция товара", также участнику закупки необходимо представить показатели товара, соответствующие требованиям государственных стандартов, указание на которые содержится в аукционной документации. При этом установленное в сведениях о характеристиках товара соотношение позиций товаров из разных таблиц с типами и подтипами, указанными в инструкции, а также с государственными стандартами, перечисленными в сведениях о характеристиках товара, не упорядочено, носит бессистемный и хаотичный характер.
При этом, Заказчиком не представлено доказательств и пояснений относительно того, каким образом столь объемное несистемное (хаотичное) отражение в документации значимых показателей отвечает объективным потребностям заказчика в товарах, используемых при выполнении закупаемых работ.
Аналогичная позиция также отражена в определении Верховного Суда РФ от 30.08.2018 N 307-КГ18-12728 по делу N А56-55217/2017.
Вышеуказанные требования могут ввести в заблуждение участников закупки.
Допущенные заказчиком нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Электрод" Заказчик установил требования: тип - Э42, для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2.
Заказчику были направлены запросы на разъяснение положений аукционной документации по позиции "Электрод".
05.10.2018 г. Заказчик разместил разъяснения положений аукционной документации N РД3, в соответствии с которыми в электродах требуется указать конкретное значение в полном соответствии синструкцией - диапазонные значения, в данном случае недопустимы.
05.10.2018 г. Заказчик разместил разъяснения положений аукционной документации N РД4, в соответствии с которыми по данному параметру указывать конкретное значение не требуется - интервальные значения показателей конкретизации не подлежат, о чем также было указано в разъяснении на запрос. Данное требование необходимо оставить без изменений.
Таким образом, Заказчик разместил 2 абсолютно противоречащих друг другу разъяснения положений аукционной документации.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика свидетельствуют о нарушении ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В приложении N1 к Техническому заданию аукционной документации "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности. Функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие)" по позиции "Канат 2" Заказчик установил требования: вид покрытия - С/Ж. П.
Заказчику был направлен запрос на разъяснение положений аукционной документации по позиции "Канат 2", в соответствии с которыми участник закупки просит разъяснить трактовку точки в данном требовании.
05.10.2018 г. Заказчик разместил разъяснения положений аукционной документации N РД3, в соответствии с которыми трактовать точку во всех требованиях необходимо как точку. Выбор варианта исполнения производится в полном соответствии с инструкцией и сведениями государственных стандартов.
Таким образом, Заказчик выполнил требование, указанное в ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО РЦ "Ремесленник"обоснованной в части нарушениянекорректного указания требований к товарам по позициям: гвозди, заклепки, канат.
2. Признать в действиях Заказчика - ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России" нарушениеп. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 7, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - ГКУ "Санаторий "Победа" ФТС России"выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 622 от 15.10.2018 г. по делу N ЭА-1800/2018, повторное предписание не выдавать.
4. Передатьматериалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 октября 2018 г. N ЭА-1809/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2018