Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "05" октября 2018 г. N126-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.В. Федотова, на основании обращения ООО "Дорожник" (вх. N8949 от 01.10.2018), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (414040, Астраханская обл, Астрахань г, ул. Раскольникова, 10 В) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на устройство пешеходной дорожки на участке км 30+450 - км 31+400 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Камызяк-Кировский в Камызякском районе Астраханской области (номер извещения: 0325200006718000052), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.10.2018 поступило обращение ООО "Дорожник" (далее - Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на устройство пешеходной дорожки на участке км 30+450 - км 31+400 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Камызяк-Кировский в Камызякском районе Астраханской области (номер извещения: 0325200006718000052) (далее - электронный аукцион).
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Управлением инициирована проверка Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на устройство пешеходной дорожки на участке км 30+450 - км 31+400 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Камызяк-Кировский в Камызякском районе Астраханской области (номер извещения: 0325200006718000052).
31.08.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на устройство пешеходной дорожки на участке км 30+450 - км 31+400 автомобильной дороги общего пользования регионального значения Камызяк-Кировский в Камызякском районе Астраханской области (номер извещения: 0325200006718000052) (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 12 128 740,00 руб.
I. В обращении указывается довод о том, что аукционной комиссией Заказчика не правомерно было отказано Заявителю в допуске к участию в аукционе (Заявка N52).
Инспекция отклоняет вышеуказанный довод Заявителя по следующим основаниям.
Как следует из п, на участие в электронном аукционе были поданы 3 аукционные заявки, зарегистрированные под NN 114, 147, 52.
Аукционная комиссия отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки, заявки которых были зарегистрированы под NN 114, 52. Аукционная комиссия допустила к участию в аукционе участника закупки, заявка которого была зарегистрирована под N147.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требование к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Учитывая вышеприведенные нормы права и положения документации об аукционе, Инспекция отмечает следующее.
Заявка N52
Требования заказчика |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
П. 28 Сводной ведомости потребных ресурсов Технической части аукционной документации "Знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой запрещающие, круг диаметром 700 мм, тип 3.1-3.33". |
Позиция 28 заявки "Знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой запрещающие, круг диаметром 700 мм, тип 3.1-3.33".
|
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе предложения о характеристиках объекта закупки должны быть выражены в конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о закупке. При указании конкретных показателей товаров сопровождение таких показателей словами "не более", "не менее", "более", "менее", "не выше", "не ниже", "выше", "ниже", "от... до_", "от", "до", "должно", "или", "либо" и их производными не допускается. Также недопустимо употребление участником закупки таких слов и знаков, которые не позволяют однозначно определить, какой именно товар (с какими именно показателями) предложен участником закупки, например, "или эквивалент", "или аналог", "типа" и их производные, знак "-". Таким образом, Заявителю в силу инструкции необходимо было конкретизировать тип дорожного знака. |
На основании вышеизложенного Инспекция приходит к выводу, что аукционная комиссия правомерно отказала Заявителю в допуске к участию в аукционе.
II. Инспекцией в ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как следует из ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
-в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
-использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В п. 28 Сводной ведомости потребных ресурсов технической части аукционной документации указано, что Заказчику требуются: "Знаки дорожные на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой запрещающие, круг диаметром 700 мм, тип 3.1-3.33".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе предложения о характеристиках объекта закупки должны быть выражены в конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о закупке. При указании конкретных показателей товаров сопровождение таких показателей словами "не более", "не менее", "более", "менее", "не выше", "не ниже", "выше", "ниже", "от... до_", "от", "до", "должно", "или", "либо" и их производными не допускается. Также недопустимо употребление участником закупки таких слов и знаков, которые не позволяют однозначно определить, какой именно товар (с какими именно показателями) предложен участником закупки, например, "или эквивалент", "или аналог", "типа" и их производные, знак "-".
Таким образом, Заявителю в силу установленной Заказчиком инструкции необходимо указать конкретный тип дорожного знака.
Между тем, согласно проектно-сметной документации размещенной 31.08.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - , Заказчику требуется всего три дорожных знака, при этом не понятно какой именно тип дорожного знака нужно выбрать из предложенного Заказчиком диапазона.
По своей сути, установленное Заказчиком требование к типам знаков в виде широкого диапазона типов в совокупности с положениями инструкции означает, что участники закупки могут по своему усмотрению выбирать и устанавливать (в случае победы в аукционе и заключения контракта, являющегося его предметом) знаки выбранного ими типа. Однако действующие нормативные правовые акты не наделяют подрядчиков, выполняющих строительные работы на автомобильных дорогах, правом самостоятельно определять типы знаков, подлежащих установке на том или ином участке дороги. Отсутствие такого права обусловлено прежде всего необходимостью исключения возможности произвольного выбора типа знака не уполномоченным на то лицом.
Из указанного следует, что Заказчиком требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не выполнены, до участников закупки не доведены сведения о типах дорожных знаков, подлежащих установке на конкретных, указанных в документации, участках автомобильной дороги, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
При этом Инспекция отмечает, что допущенное Заказчиком нарушение ввело в заблуждение участников закупки, повлекло принятие аукционной комиссией решения об отказе подавшим такие заявки участникам закупки в допуске к участию в аукционе. В частности, податель обращения посчитал необходимым уклониться от конкретизации типов знаков в заявке, поскольку не располагал информацией о том, какие именно типы знаков надлежит установить, что и привело к фактическому отстранению его от участия в закупке.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Поскольку на момент принятия настоящего решения (дата изготовления в полном объеме) Заказчиком заключен контракт, являющийся предметом рассматриваемого аукциона, у Инспекции отсутствуют основания для выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области" нарушившим ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области".
Руководитель инспекции П.Л. Потылицын
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 октября 2018 г. N 125-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2018