Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "28" мая 2018 г. N72/1-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - руководителя Управления Н.С. Меркулова; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления М.В. Литвинова и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.В. Федотова, на основании обращения прокуратуры Икрянинского района от 25.05.2018 N7-49-2018, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку муниципального заказчика МБУ "Строительно-коммунальная служба" (416370, Астраханская область, с.Икряное, ул.Ленина,14) (далее также Заказчик) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при утверждении и размещении на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок плана закупок на 2017 год, при утверждении и размещении на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок плана - графика на 2017 год, при заключении договора на поставку сварочного аппарата с ООО "Родник" 30.10.2017, при размещении на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 отчетный год, при осуществлении закупок в 2017 году у единственного поставщика, при осуществлении закупок в 2017 году, по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
I. В Астраханское УФАС России поступило обращение прокуратурой Икрянинского района (вх. N5176 от 28.05.2018) в которой указывалось, что МБУ "Строительно-коммунальная служба" (далее - Заказчик) нарушила срок размещения плана-графика и плана закупок за 2017 год на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Управлением инициирована проверка МБУ "Строительно-коммунальная служба" на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при утверждении и размещении на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок плана закупок на 2017 год, при утверждении и размещении на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок плана - графика на 2017 год, при заключении договора на поставку сварочного аппарата с ООО "Родник" 30.10.2017, при размещении на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 отчетный год, при осуществлении закупок в 2017 году у единственного поставщика, при осуществлении закупок в 2017 году.
Согласно ч. 8 ст. 17 Закона о контрактной системе план закупок формируется бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.
09.01.2017 Главой администрации муниципального образования "Икрянинский район" был утвержден план финансово-хозяйственной деятельности МБУ "Строительно-коммунальная служба".
01.07.2017 Директором МБУ "Строительно-коммунальная служба" был утвержден план закупок.
Как следует из ч. 9 ст. 17 Закона о контрактной системе, утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Однако вышеуказанный план-закупок был размещен Заказчиком на официальном сайте только 12.07.2017, то есть с нарушением срока, установленного ч. 9 ст. 17 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно ч. 10 ст. 21 Закона о контрактной системе план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
09.01.2017 Главой администрации муниципального образования "Икрянинский район" был утвержден план финансово-хозяйственной деятельности МБУ "Строительно-коммунальная служба".
План-график был утвержден Заказчиком только 18.08.2017, что нарушает ч. 10 ст. 21 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
II. В обращении прокуратурой Икрянинского района указывается, что МБУ "Строительно-коммунальная служба" на официальном сайте не разместило контракт N20171026/Р1 от 30.10.2017, заключенный с ООО "Родник".
08.10.2017 Заказчиком на официальном сайте было опубликовано извещение N0325300105317000003 о проведении запроса котировок на право заключить контракт на поставку сварочного аппарата.
30.10.2017 МБУ "Строительно-коммунальная служба" с ООО "Родник" заключила контракт N20171026/Р1 от 30.10.2017
Согласно ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик указанную в - , , и статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в , , и статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Однако информация о контракте до сих пор не направлена в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и соответственно не размещена на официальном сайте.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
III. В обращении прокуратурой Икрянинского района указывается, что МБУ "Строительно-коммунальная служба" на официальном сайте не разместило отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1.1. ст. 30 Закона о контрактной системе при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
услуг по предоставлению кредитов;
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
работ в области использования атомной энергии;
при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных ч. 2 ст. 30 Закона о контрактной системе, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчик в нарушение ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе в срок до 1 апреля 2018 года не разместил на официальном сайте отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 год, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ.
IV. В обращении прокуратурой Икрянинского района указывается, что МБУ "Строительно-коммунальная служба" (далее - Заказчик) нарушило срок размещения плана-график и плана закупок за 2018 год на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Согласно ч. 8 ст. 17 Закона о контрактной системе план закупок формируется бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.
Как следует из ч. 9 ст. 17 Закона о контрактной системе, утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно ч. 10 ст. 21 Закона о контрактной системе план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
25.01.2018 Главой администрации муниципального образования "Икрянинский район" был утвержден план финансово-хозяйственной деятельности МБУ "Строительно-коммунальная служба".
Однако план-график и план-закупок на 2018 год по настоящее время Заказчиком не утверждены, соответственно, на сайте не размещены, что нарушает ч. 8 ст. 17, ч. 10 ст. 21 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
V. В обращение прокуратурой Икрянинского района (вх. N5176 от 28.05.2018) указывается, что МБУ "Строительно-коммунальная служба" при осуществлении закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в 2017 году, превышен годовой объем закупок, в пределах которого возможно осуществление закупок в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Из смысла Закона о контрактной системе следует, что в случае превышения установленного указанной лимита заключения контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) заказчик обязан осуществлять определение поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством конкурентных способов, таких как конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании - Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В силу , Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
В Закона о контрактной системе установлены случаи, при которых заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений.
Из положений о контрактной системе следует, что заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Как следует из документов, представленных прокуратурой Икрянинского района, Заказчиком в 2017 году по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключены контракты у единственного поставщика на общую сумму 4 480 000 рублей, что превышает годовой объем закупок, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Заказчик в нарушение ч. 1 ст. 24 Заключил контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму более 2 000 000 рублей и 5 процентов совокупного годового объема закупок Заказчика 6 570 000 рублей.
Таким образом, заключение договоров без применения конкурентных способов при наличии императивной нормы, устанавливающей конкретный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении муниципальной закупки, противоречит принципам, на которых базируются общественные отношения по обеспечению государственных и муниципальных нужд, ограничивает доступ всех желающих претендентов к участию в конкретной закупке, а также свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.
Вышеуказанные действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать муниципального заказчика МБУ "Строительно-коммунальная служба" нарушившим ч. 8, 9 ст .17, ч. 10 ст. 21, ч. 4 ст. 30, п. 4 ч. 1 ст. 93, ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица МБУ "Строительно-коммунальная служба".
Руководитель инспекции Н.С. Меркулов
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 26 сентября 2018 г. N 105-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2018