Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "12" июля 2018 г. N99-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России П.Л. Потылицына; участников Инспекции - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Р.Р. Умеровой и специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.В. Федотова, в присутствии представителя ФГБПОУ "Астраханское специально учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа" Мухтарова Р.Р. (доверенность N332 от 30.05.2018) на основании обращения Министерства образования и науки Российской Федерации (вх. N5739 от 14.06.2018), статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика ФГБПОУ "Астраханское специально учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа" (414044, Астраханская область, Астрахань г, ул. Советской Гвардии, 1) (далее - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при создании контрактной службы Заказчика, формировании комиссии по осуществлению закупок Заказчика; при планировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Заказчиком, утверждению и ведению планов-графиков, планов закупок на 2017 год; при осуществлении закупок (номер извещения: 0325100019017000012, 0325100019017000002, 0325100019017000003, 0325100019017000013, 0325100019017000014), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.06.2018 поступило обращение Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заявитель) на действия ФГБПОУ "Астраханское специально учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа" (далее - Заказчик) при создании контрактной службы Заказчика, формировании комиссии по осуществлению закупок Заказчика; при планировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Заказчиком, утверждению и ведению планов-графиков, планов закупок на 2017 год; при осуществлении закупок (номер извещения: 0325100019017000012, 0325100019017000002, 0325100019017000003, 0325100019017000013, 0325100019017000014).
I. Как следует из обращения Министерства образования и науки Российской Федерации, Заказчиком превышен годовой объем закупок, которые заказчик может осуществить на основании п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Инспекция поддерживает данный довод по следующим основаниям.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.
Из смысла Закона о контрактной системе следует, что в случае превышения установленного указанной лимита заключения контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) заказчик обязан осуществлять определение поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством конкурентных способов, таких как конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании - Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В силу , Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно Закона о контрактной системе под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
В Закона о контрактной системе установлены случаи, при которых заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений.
Из положений о контрактной системе следует, что заказчик самостоятельно выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Как следует из документов, представленных Заказчиком, Заказчиком в 2017 году по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключено 65 контрактов на общую сумму 2 032 654,00 рублей, что превышает годовой объем закупок, предусмотренный п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Заказчик в нарушение ч. 1 ст. 24 Заключил контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму более 2 000 000 рублей и 5 процентов совокупного годового объема закупок Заказчика - 19 091 400,00 рублей.
Заказчиком в 2017 году по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заключено 99 контрактов на общую сумму 11 027 165,00 рублей, при этом годовой объем закупок Заказчика составил 19 091 400,00 рублей.
Таким образом, Заказчик заключая контракты по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе превысил 50 процентов совокупного годового объема закупок заказчика.
Таким образом, заключение договоров без применения конкурентных способов при наличии императивной нормы, устанавливающей конкретный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, противоречит принципам, на которых базируются общественные отношения по обеспечению государственных и муниципальных нужд, ограничивает доступ всех желающих претендентов к участию в конкретной закупке, а также свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств.
Вышеуказанные действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ.
II. Инспекция соглашается с доводом Заявителя о том, что Заказчиком в 2017 году при заключении контрактов по п. 5. ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе допускались притворные сделки, по следующим основаниям.
Заказчиком были заключены контракты на капитальный ремонт мастерских с ООО СФ "Астрстрой" N92 от 03.07.2017 на сумму 299,9 тыс. рублей; N111, 113 и 114 на общую сумму 896,5 тыс. рублей; с ИП Потаповым Н.В. NN115, 116 и 117 от 25.10.2017 на общую сумму 916,6 тыс. рублей; с ИП Федяшевым А.В. N119 от 07.09.2017, N118 от 25.10.2017, N146 от 11.11.2017 на общую сумму 686,4 тыс. рублей.
Согласно Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, с иным субъектным составом, ничтожна. В связи с притворностью недействительной может быть признана лишь та сделка, которая направлена на достижение других правовых последствий и прикрывает иную волю всех участников сделки. Намерения одного участника совершить притворную сделку для применения указанной нормы недостаточно.
К сделке, которую стороны действительно имели в виду (прикрываемая сделка), с учетом ее существа и содержания применяются относящиеся к ней правила ( ГК РФ).
Притворной сделкой считается также та, которая совершена на иных условиях. Например, при установлении того факта, что стороны с целью прикрыть сделку на крупную сумму совершили сделку на меньшую сумму.
В данном случае Заказчик, с целью не проводить закупки конкурентным способом, заключил контракты с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), при этом разбив предполагаемую сумму контракта на более меньшие суммы.
Вышеуказанные действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст.7.29 КоАП РФ.
III. Инспекция также, отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушен срок размещения в реестре контрактов результатов об исполнении контрактов (отдельного этапа исполнения контракта), по следующим основаниям.
04.12.2017 Заказчик на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было опубликовано извещение N0325100019017000012 о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку транспортного средства.
25.12.2017 Заказчиком был заключен с ООО "СТН" государственный контракт N170.
Статьей 94 Закона о контрактной системе определены следующие особенности исполнения контракта. Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта; о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением; об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения (часть 9). К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ (часть 10). Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе указанного отчета, его форма определяются Правительством Российской Федерации (часть 11).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, согласно пункту 3 которого отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:
а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее - исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, подписанный электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан Федеральным казначейством, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п. 2.5 вышеуказанного контракта при получения товара от Поставщика Заказчик в течение 7 (семи) дней проверяет соответствие товара сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах (далее - документы), а также принимает его от Поставщика с соблюдением правил, предусмотренных действующим законодательством, осуществляет приемку товара и проверяет на соответствие количества, комплектности, объема требованиям, установленным настоящим контрактом. В случае, если поставленный товар соответствует условиям настоящего контракта, Заказчик подписывает товарную накладную.
Товарная накладная по вышеуказанному контракту была составлена сторонами 16.01.2018 г. на сумму 2 986 666,67 руб. и размещена Заказчиком 22.01.2018 на официальном сайте.
Согласно информации, представленной Заказчиком, оплата обязательств по вышеуказанному контракту произведена Заказчиком 19.01.2018, что подтверждается платежным поручением N813171 от 19.01.2018 г.
Последним днем размещения отчета об исполнении вышеуказанного контракта и товарных накладных на официальном сайте является 30.01.2018.
Заказчиком отчет об исполнении вышеуказанного контракта был размещен на официальном сайте 22.01.2018.
Таким образом, Заказчиком соблюден срок размещения отчета об исполнении вышеуказанного контракта.
11.12.2017 Заказчик на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было опубликовано извещение N0325100019017000013 о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку кровати металлической с матрасом; шкафа для одежды.
10.01.2018 Заказчиком был заключен с ООО "Багира" государственный контракт N17.
Согласно п. 2.5 вышеуказанного контракта при получения товара от Поставщика Заказчик в течение 7 (семи) дней проверяет соответствие товара сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах (далее - документы), а также принимает его от Поставщика с соблюдением правил, предусмотренных действующим законодательством, осуществляет приемку товара и проверяет на соответствие количества, комплектности, объема требованиям, установленным настоящим контрактом. В случае, если поставленный товар соответствует условиям настоящего контракта, Заказчик подписывает товарную накладную.
Товарная накладная по вышеуказанному контракту была составлена сторонами 18.01.2018 г. на сумму 238 358,33 руб. и размещена Заказчиком 24.01.2018 на официальном сайте.
Согласно информации, представленной Заказчиком, оплата обязательств по вышеуказанному контракту произведена Заказчиком 23.01.2018, что подтверждается платежным поручением N824642 от 23.01.2018 г.
Последним днем размещения отчета об исполнении вышеуказанного контракта и товарных накладных на официальном сайте является 01.02.2018.
Заказчиком отчет об исполнении вышеуказанного контракта был размещен на официальном сайте 24.01.2018.
Таким образом, Заказчиком соблюден срок размещения отчета об исполнении вышеуказанного контракта.
11.12.2017 Заказчик на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было опубликовано извещение N0325100019017000014 о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку хозяйственного товара.
09.01.2018 Заказчиком был заключен с индивидуальным предпринимателем Стояном Юрием Васильевичем государственный контракт N16.
Согласно п. 2.5 вышеуказанного контракта при получения товара от Поставщика Заказчик в течение 7 (семи) дней проверяет соответствие товара сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах (далее - документы), а также принимает его от Поставщика с соблюдением правил, предусмотренных действующим законодательством, осуществляет приемку товара и проверяет на соответствие количества, комплектности, объема требованиям, установленным настоящим контрактом. В случае, если поставленный товар соответствует условиям настоящего контракта, Заказчик подписывает товарную накладную.
Товарная накладная по вышеуказанному контракту была составлена сторонами 18.01.2018 г. на сумму 188 416,00 руб. и размещена Заказчиком 24.01.2018 на официальном сайте.
Согласно информации, представленной Заказчиком, оплата обязательств по вышеуказанному контракту произведена Заказчиком 23.01.2018, что подтверждается платежным поручением N824641 от 23.01.2018 г.
Последним днем размещения отчета об исполнении вышеуказанного контракта и товарных накладных на официальном сайте является 01.02.2018.
Заказчиком отчет об исполнении вышеуказанного контракта был размещен на официальном сайте 24.01.2018.
Таким образом, Заказчиком соблюден срок размещения отчета об исполнении вышеуказанного контракта.
Основания для выдачи Заказчику предписания отсутствуют.
В своем обращении Министерство образования и науки Российской Федерации (вх. N5739 от 14.06.2018) указывает на нарушение своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона о контрактной системе и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона о контрактной системе;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Антимонопольные органы не относятся к органам внутреннего финансового контроля.
Следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по контролю за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика ФГБПОУ "Астраханское специально учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа" нарушившим ч. 5, 7, 8 ст. 39, п. 2 ч. 3 ст. 21, п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица государственного заказчика ФГБПОУ "Астраханское специально учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа".
4. Передать материалы, собранные в ходе проведения внеплановой проверки, в орган внутреннего финансового контроля, осуществляющего контроль за соблюдением требований к своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.
Руководитель инспекции П.Л. Потылицын
Участники инспекции: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 сентября 2018 г. N 113-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2018