Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России от "10" сентября 2018 г. N119-п (далее - Инспекция), в составе: руководителя Инспекции - руководителя Управления - Н.С. Меркулова; участников Инспекции - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления И.В.Литвинова и ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления И.В.Русскиной, в присутствии представителей муниципального заказчика МКП г.Астрахани "Горсвет" Анисимова В.В. (доверенность от 24.09.2018 N26/09/2018-Д), Полянской Д.И. (доверенность от 24.09.2018 N23/09/2018-Д), Алдохиной Т.В. (доверенность от 24.09.2018 N25/09/2018-Д) и в отсутствие представителя прокуратуры Трусовского района г.Астрахани (надлежащим образом уведомлена), на основании обращения прокуратуры Трусовского района г.Астрахани от 28.08.2018 N7-47-2018, статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку соблюдения муниципального заказчика МКП г.Астрахани "Горсвет" (адрес: 414006, г.Астрахань, ул.Пушкина, 58) требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по развитию направления возмездного предоставления мест на опорах городского наружного освещения. (номер извещения: 032530006417001095), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
13.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по развитию направления возмездного предоставления мест на опорах городского наружного освещения. (номер извещения: 0325300006417001095) (далее - открытый конкурс) и документация об этом конкурсе.
Податель обращения считает, что Заказчиком незаконно в одном объекте закупки объединены услуги, закупка которых возможно путем проведения конкурса, и услуги, закупка которых не может быть осуществлена с применением такого способа, что свидетельствует о необоснованном объединении таких услуг в одном объекте закупки.
Инспекция соглашается с данным выводом по следующим основаниям.
По смыслу Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать иную информацию, в т.ч. предусмотренную статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2.2 раздела "Техническое задания" конкурсной документации Заказчик установил следующие требования к оказываемым услугам:
"2.2.1. Разработка мероприятий по развитию направления возмездного предоставления мест на опорах наружного освещения;
2.2.2. Увеличение количества мест, предоставляемых Заказчиком юридическим и физическим лицам на возмездной основе, на опорах городского наружного освещения в количестве не менее 2 000 (двух тысяч) размещений в течение срока действия контракта:
- сопровождение оформления заявок юридических и физических лиц на размещение оборудования, материалов, конструкций;
- оценка технической возможности оказания услуг по представлению места на опорах сети городского наружного освещения и дальнейшее согласование размещения с Заказчиком;
- информирование юридических и физических лиц о тарифах и услугах Заказчика, в том числе об оказании услуг по подготовке технических документов и размещению оборудования и материалов;
- сопровождение оформления документов для заключения контрактов (договоров) оказания Заказчиком услуг по представлению места на опорах сети городского наружного освещения;
2.2.3. Сопровождение действующих контрактов (договоров) оказания услуг Заказчиком по представлению места на опорах городского наружного освещения:
- правовая экспертиза действующих контрактов (договоров), а также сопутствующей документации на предмет соответствия их нормам действующего законодательства;
- участие в переговорах по вопросу заключения сделки с урегулированием возникающих споров;
- участие в переговорах по вопросу внесения изменений в уже заключенный контракт (договор), а также по вопросу его расторжения;
- разработка проекта дополнительных соглашений к заключенному контракту (договору);
- сопровождение сделки с момента ее заключения до полного исполнения обязательств по контракту (договору) либо его расторжения, в том числе ведение переговоров с представителем контрагента о причинах неисполнения условий контракта (договора) или их ненадлежащего исполнения;
- составление претензий и деловых писем в случае возникновения такой необходимости.
2.2.4. Выявление несанкционированного размещения оборудования, материалов, конструкций юридических и физических лиц на опорах городского наружного освещения:
- ведение претензионной работы по выявленным несанкционированным размещениям;
2.2.5. Ведение судебных дел, представление и защита интересов Заказчика в судах Российской Федерации по вопросам связанным с оказанием услуг, указанных в настоящем Техническом задании;
2.2.6. Нанесение на интерактивную карту города информации о размещении оборудования юридических и физических лиц на опорах городского наружного освещения (согласно, действующих контрактов (договоров) оказания услуг Заказчиком по представлению места на опоре сети наружного освещения) с предоставлением Заказчику прав доступа к карте".
Согласно пункту 2.5 раздела "Техническое задания" конкурсной документации "с целью минимизации задержек при загрузке сервера хост-площадки для размещения интерактивной карты должны располагаться в дата-центре на территории Астраханской области. Должна обеспечиваться стабильная работа на хостинге со следующими параметрами:
- VDS сервер
- Оперативная память: не менее 32ГБ
- Доступное место на диске: 600ГБ. Хранение видео- и аудио-файлов должно осуществляться на той же площадке. Допускается хранение медиа-данных на другом виртуальном сервере
Скорость доступа: не менее 1 Гб/с"
При этом в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" услуги, указанные в пунктах 2.2.6 и 2.5 раздела "Техническое задания" конкурсной документации, осуществляются на основании лицензии на оказание телематических услуг связи, которые, в свою очередь, относятся к телекоммуникационным услугам.
В связи с чем Заказчик установил в части 21 раздела "Информационная карта" конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии вышеуказанной лицензии.
В силу частей 1, 2 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Перечень) и включает в себя услуги телекоммуникационные (Код 61 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)).
Таким образом, Заказчиком в одном объекте закупки объединены услуги, закупка которых возможно путем проведения конкурса, и услуги, закупка которых не может быть осуществлена с применением такого способа, что свидетельствует о необоснованном объединении таких услуг в одном объекте закупки.
Кроме того, в один объект закупки объединены услуги, для оказание которых необходима лицензия, и услуги, для оказания которых лицензия не требуется, что указывает на ограничение доступа к закупке тем участникам, которые обладают возможностью оказать услуги, не требующие наличия лицензии, но не имеют лицензии на оказание части услуг, также включенных в объект закупки.
Учитывая изложенное, объединив в одном объекте закупки указанные выше услуги, нарушил требования и Закона о контрактной системе, поскольку участники, имеющие возможность оказать услуги по предмету открытого конкурса, но не имеющие лицензию на оказание телематических услуг связи, не смогут принять участие в рассматриваемой закупке.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Помимо указанного обращение содержит сведения о нарушении Заказчиком требований статьи 22 Закона о контрактной системе при определении начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного данной статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных данного Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного данного Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, проверка обоснованности определения начальной (максимальной) цены государственного контракта к компетенции антимонопольного органа не относится.
Поскольку по результатам проанализированной Инспекцией закупки заключен контракт, то оснований для выдачи МКП г.Астрахани "Горсвет" предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Основываясь на изложенном, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать муниципального заказчика МКП г.Астрахани "Горсвет" нарушившим часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг по развитию направления возмездного предоставления мест на опорах городского наружного освещения. (номер извещения: 032530006417001095).
2. Предписание не выдавать.
3. Материалы проверки N128-18 передать уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
5. Передать в орган внутреннего финансового контроля материалы проверки N128-18 по подведомственности.
Руководитель инспекции Н.С.Меркулов
Участники инспекции: М.В.Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 октября 2018 г. N 128-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2018